"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Успения Пресвятой Богородицы
Успение (по-славянски-смерть, «успление») Богородицы-событие, глубоко чтимое христианским миром, в честь которого 15 (28) августа празднуется один из главнейших, двунадесятых праздников.
О смерти Богородицы, так же как и о ее рождении и детстве, нет никаких сведений в Евангелии. О ней рассказывает апокриф, называемый «Слово Иоанна Богослова на Успение». Этот апокриф не только дает ясное и подробное представление о событии, но и своим повествованием объясняет, почему смерть Богородицы, ее Успение стало для чтущих ее людских поколений величайшим праздником.
В апокрифе говорится, что после Вознесения Иисуса Христа на небо Богородица, исполняя волю Сына, которую он высказал на кресте, жила в доме Иоанна - его младшего, любимого ученика. Она достигла большой старости (72 лет) и почувствовала, что жизнь ее клонится к концу. И так же, как когда-то архангел Гавриил принес ей благую весть о рождении у нее Спасителя Сына, так он явился к ней с благовестием о смерти. В этом благовестии было открыто ей не только время грядущей кончины, но и то, что Сын в этой кончине позаботился о ней, спасет, возьмет на небо ее душу.
Приготовляясь к кончине, Богородица беседовала с близкими ей иерусалимскими женами, молилась о том, чтобы дано было ей попрощаться с апостолами, которые в это время по всему миру проповедовали Евангелие. И молитва ее исполнилась: перед самой кончиной апостолы на облаках были «восхищены» ангелами к ее смертному ложу. Опоздал лишь Фома - и ему Богородица в знак памяти оставила свой пояс. А когда свершилась кончина, дом, где находились умершая, апостолы, иерусалимские жены и первые священники христианской общины, окутало облако. И в этом облаке явился Спаситель Сын с ангельским сонмом и принял душу из ее тела, а затем передал ее двум ангелам, которые умчали ее на небо.
Апостолы, горюя о людях, утративших - Заступницу, в печальной и торжественной процессии отправляются в Гефсиманский сад, чтобы там похоронить ее тело. По дороге процессию встречает иудей по имени Афония и, глумясь над умершей, пытается перевернуть ложе, на котором апостолы ее несут. Но в это время является ангел с мечом и отрубает его протянутую к ложу руку. Афония раскаивается, уверовав в Богородицу, возносит к ней молитву, и по молитве отрубленная рука прирастает на прежнее место. Апостолы погребают Богородицу в Гефсиманском саду. Когда опоздавший и не успевший проститься с ней Фома хочет на следующий день поклониться телу, гробница оказывается пустой: Спаситель Сын спас не только душу, но спас от нетления, взяв на небо, тело Матери.
Рассказ о смерти Богородицы, о ее Успении - это рассказ о ее спасении. И не только об этом. Апостолы перед погребением скорбят о людях, покинутых восходящей на небо Заступницей, но одновременно здесь же повествуется о том, что она сама дает доказательства своей памяти о покидаемых. Она не только оставляет свой пояс для утешения опоздавшему Фоме, но милует первого грешника, обратившегося к ней с молитвой после ее Успения- оскорбившего ее иудея Афонию. И заключенная в рассказе апокрифа утешительная для человеческого сердца мысль о том, что спасенная в Успении Богородица не покинет страждущий человеческий род, береглась поколениями людей, ее развивали поэты-песнопевцы, она звучит лейтмотивом праздника Успения.
Многочисленны и образы Успения Богородицы в древнерусском искусстве. Унаследовав из Византии канон, который позволял передать и главные черты события, и почерпнутые из апокрифа выразительные детали, русские мастера чрезвычайно самобытно и самостоятельно использовали это наследие, раскрыли неведомые раньше стороны в великом для людей событии - в смерти Богородицы, в ее Успении.
Разнообразны уже древнейшие дошедшие до наших дней образы Успения Богородицы. Главные, основные древние черты доносит образ Успения Богородицы, украшающий знаменитый памятник домонгольского искусства - Златые врата XIII века Рождественского собора в Суздале.
Продолжение »
|