Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Богородицы, продолжение

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Моление, представленное в деисусе, понималось как моление вечное, и первой справа от Владыки Сына изображалась молящаяся ему Заступница Мать. Деисус воплощает самую суть христианского вероучения, те надежды, которые оно несет. Эту композицию изображали во всех видах древнерусской живописи, есть она в древних фресках и мозаиках, украшающих стены храмов. Но больше всего существует деисусов иконных, иногда - написанных на одной доске, как единый образ, а в большинстве случаев составленных из отдельных икон, когда и Спас, и каждый обращенный к нему с молитвой представляют самостоятельную икону, самостоятельный образ. Глубоко осмыслялись в древнерусской живописи не только образ занимающего центр композиции Спаса, Владыки и Судии, но и образы молящихся ему. Со временем здесь были выработаны способы необычайно полно представить ходатайство святых за людей, изобразить их одновременно принимающими людскую молитву и с умноженной силой в своем молении передающими ее Иисусу Христу. И Богородица предстает в деисусе передающей Спасу людскую молитву. Своеобразный, яркий тип составляют в древнерусской живописи ее образы из этой композиции; ее заступничество рождается здесь как бы в живом общении с молящимся ей страждующим человеком.
Замечательные деисусные иконы Богоматери были созданы в XV столетии. В самом начале этого века был написан тверским мастером полуфигурный деисус, икона Богородицы из которого принадлежит сейчас Рублевскому музею. Окутанная вишневым мафорием, Богородица изображена по пояс с молитвенно поднятыми руками - в «молитвенном предстоянии», как говорили в старину,- перед Спасом Вседержителем, икона которого, очевидно, изначально была центром этого деисуса. Фон светлой охры - знак вечного света - окружает ее, и на нем вокруг ее головы очерчен алой киноварью нимб - еще один знак, что ее предстояние вечно. И в этом вечном предстоянии свершается невозможное: слиты в ее облике обращенность к тем, кто стоит перед иконой, приятие их молитв и передача этих молитв, вознесение их к Спасу.
Нежный, большеглазый, наполненный розовым свечением лик Богородицы повернут прямо к стоящим перед иконой; спокойно, светло и неуклонно воспринимает она обращенные к ней молитвы. Но во взгляде ее широко распахнутых глаз, с необычайно высоко поставленными, прозрачными зрачками, обращенность к стоящим перед иконой слита с недоступным им таинственным молитвенным сосредоточением. А в силуэте ее фигуры, в складках покрывающих ее одежд обращенность к молящимся неуловимыми переходами соединяется с поворотом к Спасу, с мягким склонением перед ним. И зримо возносят к нему обретенные людские молитвы ее «тонкостью источенные», наполненные тем же розовым свечением, что и лик, руки - мягко перед грудью поднятая правая рука и как бы продолжающая ее движение, трепетными пальцами указующая на Иисуса Христа левая.
В самом конце XV столетия был написан деисус из села Чернокулова (также принадлежащий Рублевскому музею), где Богородица изображена в вечном молитвенном предстоянии перед Спасом в силах, грозным и справедливым Владыкой и Судией. Богоматерь представлена здесь в полный рост; широк распах ее молитвенно поднятых рук, она не только несет ими молитву, но и приемлет ее у стоящих перед иконой. И эта принятая и возносимая молитва пронизывает весь ее облик, склонение перед Спасом подчиняет себе всю ее легкую фигуру, в устремленности, обращении к нему удлиняется ее шея.
Напряжение молитвы выражает и ее лик, небольшой, пронизанный вспышками света, в сложном ракурсе повернутый и к молящимся, и к Спасу. Но в этом лике со сверкающими иссиня-черными глазами и печально сомкнутым ртом молитвенное напряжение соединено с выражением почти мучительного сострадания к раскрывающейся бездне людского горя. И этим состраданием рождено страстное, дарующее надежду даже самым истерзанным душам молитвенное обращение к Спасу чернокуловской Богородицы.
Любовь и почитание Богоматери на Руси нераздельно слились с ее иконами. «Теплой заступнице мира холодного» (как назвал Богоматерь М.Лермонтов) поручали и собственную судьбу, и судьбу своих близких. Ее иконы не только хранились в храмах, но и находились в каждом доме, каждой семье. С ними связывались и события государственные. Это отношение к иконам Богородицы могло на Руси сложиться только потому, что художники необычайно глубоко воплотили в своих произведениях сохраненный преданиями образ Божьей Матери. Средствами живописи сумели передать соединение в ней лучшего, что несет в себе женское начало,- материнской любви и чистоты девы.
И сегодня, пожалуй, первые образы в древнерусском искусстве, которые привлекают к себе современного человека, наиболее понятны ему, - это образы Богородицы. И как в древности уповал русский князь, что прекрасный образ Владимирской поможет «новопросвещенным людям», так можно надеяться, что прекрасные древнерусские образы Богоматери помогут «вновь просвещающимся» нашим современникам обратиться к родной культуре, найти путь к ее подлинным истокам.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet