"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Святые
В древнерусском искусстве очень широк круг образов, представляющих святых. Согласно христианскому вероучению, святые-люди высокой праведности, прославившие себя служением Богу.
Этой праведностью они «стяжали благодать»: очистилось, преобразилось в них затемненное грехом, но изначально созданное по образу и подобию Божию человеческое естество, обрели они жизнь вечную.
Считалось, что в святых уже воплотился замысел Иисуса Христа о человеке: ради искупления человеческих грехов принес он себя в жертву. Как толковали это богословы, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».
Считалось, что о таких людях, о святых, повествует уже Ветхий Завет. Вслед за рассказом о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы в нем говорится о начавшемся восстановлении связи человека и Бога, о людях, своей праведностью послуживших этому восстановлению. Эти люди почитались в христианстве святыми.
Новый Завет, рассказавший о воплощении Бога ради людей, о принесении им спасительного вероучения, говорит и о многих людях, воистину приблизившихся к Богу. По мере распространения христианства в мире множество людей прославились своей праведностью, считались обретшими благодать, были причислены к лику святых.
Святыми почитались погибшие за веру мученики во время гонений на христиан; иерархи церкви, утверждавшие ее вероучение; монахи, отрекшиеся от мирских соблазнов ради служения Богу. Вместе со святыми, унаследованными Древней Русью с принятием христианства, были у нее и свои праведники.
В своей обретенной высоте святые - это связующие между Богом и людьми, их заступники и ходатаи перед ним.
Люди стремились приблизиться к святым, постичь их, донести до них свою молитву. С этой целью тщательно береглась память о святых: осмысливалось все сказанное о них в Ветхом и Новом Завете, в древних, дополняющих это сказанное, повестях и апокрифах.
О тех из них, кто прославился праведностью уже после распространения христианства, тщательно собирались сведения (иногда это начинали делать еще при жизни праведника), и, когда прославившийся человек после смерти канонизировался, он причислялся к лику святых, на основе этих сведений составлялось житие, помогавшее понять, в чем состояла его праведность.
И, помогая этому пониманию, святые обязательно поминались, прославлялись на церковных службах.
Этой же цели постижения, приближения к святому, на которого уповал, к которому обращался с молитвой человек, должны были служить и служили его образы - иконы.
Стремясь к этой цели, к выражению правды об изображенном, тщательно в течение веков сохранялись черты его внешности, почерпнутые когда-то из прижизненных изображений или из древних словесных описаний,- живую, конкретную человеческую личность воплощала икона святого.
Но, достигая подлинной глубины этой правды, иконописцы никогда не останавливались на этом портретном сходстве, хотя оно и было для них обязательным. С помощью средств самой живописи они показывали эту живую человеческую личность, реальное человеческое естество преображенным, просветленным великой свободой от греха.
Иконы святого делали зримым, сохраняли в человеческой памяти то о святом, что сообщало о нем слово: текст Библии, текст Евангелия, жития, написанные в честь святого песнопения службы.
Святых, почитаемых на Руси, было великое множество. Но среди этого множества были особо любимые и чтимые народом - в их числе те, о ком рассказал Ветхий и Новый Завет, и те, кто прославился после распространения христианства, и те, кто «просиял в русской земле».
Те святые, на заступничество которых особенно крепко уповал народ, и изображались чаще других. Наиболее заметное место занимают их образы в древнерусской живописи, составляя ее яркую неповторимую страницу.
Продолжение »
|