"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы святых митрополитов Петра и Алексея
Митрополиты Петр и Алексей - митрополиты Киевские и Всея Руси, святые святители, московские чудотворцы, широко почитавшиеся на Руси.
Святые святители - святые, не только бывшие при жизни епископами, иерархами церкви, но и прославившиеся, стяжавшие благодать именно своим святительским служением. Именно так прославились русские митрополиты Петр и Алексей.
Оба святителя жили в XIV веке. Петр умер в 1326 г., Алексей - в 1378 г. Время это, XIV век, знаменательно для Руси. Тогда, через столетие после сокрушительного татаро-монгольского нашествия, понемногу начинала подыматься, крепнуть Русь, набирать силы для грядущего возрождения.
Возрождение это должно было стать не только и не столько возрождением политическим, но скорее возрождением духовным- народ освобождался от страха перед захватчиками, обретал растоптанное и униженное достоинство, веру в себя и свои силы.
Со времен крещения вся жизнь русского народа, в особенности, конечно, его духовная жизнь, была связана с православной церковью. Связано с ней было и начавшееся в XIV веке, забрезжившее в нем возрождение Руси. Именно приближая его, стяжали славу митрополиты Петр и Алексей.
Митрополит Петр родился в западнорусских землях, на Волыни. О родителях его мы знаем мало, но предание утверждает, что очень рано, в 12 лет, Петр принял монашеский постриг. Оно гласит также, что он был известен своим благочестием, начитан в духовных книгах и был, кроме того, художником-иконописцем.
Со временем Петр получает епископский сан (на Руси епископов обычно избирали из числа монахов). Известно, что в качестве епископа Петр совершал путешествия, стремясь помочь своей пастве, «ослабевшей из-за иноверцев» (татар).
В 1313 г. константинопольский патриарх (который в то время избирал главу русской церкви) избирает на этот пост Петра. Он становится первым русским митрополитом Киевским и всея Руси, до него русской церковью управляли только греки.
После возведения в сан Петр посещает Киев и какое-то время остается там, но затем оставляет древний город. Разоренный Киев перестал быть и политическим, и духовным центром Руси, и глава русской церкви перебирается в северо-восточные земли, куда постепенно перемещается центр национальной жизни.
Здесь митрополит Петр жил в разных городах, но в конце концов выбрал местом своей жизни Москву, город в то время очень незначительный. Очевидно, повлияли на выбор митрополита Петра те отношения понимания и доверия, которые сложились у него с тогдашним московским князем Иваном Даниловичем Калитой.
Кроме того, было у митрополита Петра то провидение судеб народных, то ощущение, где бьется пульс жизни, которое бывает у духовно одаренных исторических деятелей, по-настоящему связанных со своим народом. Именно это помогло митрополиту Петру избрать местом своего пребывания Москву, которая тогда была «честна лишь кротостью», предрекать, что будет это славный город, «в котором поживут митрополиты».
Само пребывание митрополита в Москве подымало ее политический и духовный авторитет, помогая свершаться тому делу собирания земель, которое то ловкостью, то силой, то умом и хитростью делал Иван Калита. Кроме того, митрополит Петр твердо вносил в эту деятельность духовное содержание.
Условием своего переезда в Москву он поставил строительство каменного Успенского собора, с этим строительством связывая грядущую славу города. И по указу Ивана Калиты такой собор, «дом Пречистой Богородицы», был заложен, под покровительство Богородицы ставилось Московское княжество.
Москва примыкала тем самым к древней традиции: Успенским был и собор Киево-Печерской лавры, и кафедральный собор Владимира, древней столицы Северо-Восточной Руси. В заложенном по настоянию митрополита Петра Успенском соборе он сам приготовил себе гробницу, в которой и был погребен еще до окончания строительства собора.
По преданию, уже во время погребения и сразу после него на могиле стали происходить чудесные исцеления, подтверждая святость митрополита, указавшего грядущую славу и великую роль Москвы в судьбах народа. Через год после смерти митрополит Петр был канонизирован как святой, и близко знавший его ростовский епископ Прохор написал его житие.
Продолжение »
|