Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Антология "Троицы" Рублева. Сборник статей

  
Святая Троица
  

Одной из первых антологий, посвященных Рублеву, был раздел в монографии В.Н.Лазарева "Андрей Рублев и его школа", которая вышла на итальянском и русском языках в 1966 году. В свою антологию В. Н. Лазарев включил отрывки из сочинений разного времени, в том числе из жития Никона XV века и постановлений Стоглавого собора середины XVI века. В нашей антологии ведущее место отведено работам, написанным после 1918 года, иначе говоря, после окончательной расчистки иконы.
Большинство авторов, писавших о "Троице" в XIX веке и в начале XX века, не знали подлинной живописи Рублева. Их суждения не основаны на изучении самого памятника и поневоле имеют отвлеченный характер. Иное дело работы, опубликованные в наши дни. Здесь мы находим немало конкретных наблюдений, хорошо раскрывающих смысл иконы и передающих очарование живописи Рублева.
Изучать гениальное произведение искусства всегда трудно - независимо от того, идет ли речь о византийской и русской иконе или о картине современного нам художника. Они требуют от исследователя богатой эрудиции, теоретической подготовки, умения правильно истолковать косвенные факты и документы, а главное - видеть бесконечную глубину содержания там, где оно выражено в простых формах, создающих обманчивое впечатление его полного восприятия и понимания. Совсем не случайно изучением "Троицы" занимались такие видные ученые, как И.Э.Грабарь, В.Н.Лазарев и М.В.Алпатов, а также П.П.Муратов, Н.Н.Пунин, П.А.Флоренский, Ю.А.Олсуфьев, В.Н.Щепкин, Н.М.Щекотов, Н.М.Тарабукин, Н.П.Сычев, Л.А.Успенский, Н.А.Демина. Особое место в антологии занимают отрывки из работ Н.А.Голубцова и А.А.Ветелева. Православная церковь с давних пор проявляла интерес к тринитарному вопросу и тринитарным спорам и уже многие отцы церкви, в IV и V веках, внесли существеннейший вклад в учение о Троице. Было бы ошибкой умалчивать и о современных исследованиях на эту тему, а именно потому, что без понимания богословского содержания "Троицы" Рублева нельзя в должной мере понять и оценить художественное совершенство иконы. Замечательно, с другой стороны, то обстоятельство, что нынешние богословские истолкования рублевской "Троицы" нередко отталкиваются от искусствоведческих работ, авторы которых почти интуитивно подошли к наиболее загадочным вопросам, возникающим при изучении этого великого творения искусства.
Конечно, нет никакой возможности перепечатать все интересные работы о "Троице" в их полном виде. Да это, вероятно, и не нужно, поскольку монографические исследования об иконе неизбежно повторяют отдельные общие положения. Поэтому в нашей антологии перепечатываются только отрывки: от совсем коротких до обширных, объем которых охватывает иной раз значительную часть статьи.
В антологию включены работы только русских и советских ученых. Общеизвестно, что именно отечественные исследования дают наиболее ценные сведения о Рублеве и его иконе. Подавляющее большинство иностранных работ, в которых рассматривается искусство Рублева, восходит к статьям и книгам И.Э.Грабаря, Н.А.Деминой, В.Н.Лазарева, М.В.Алпатова. Преобладают популярные и даже поверхностные изложения давно известных фактов и наблюдений. Лишь очень немногие иностранные авторы высказывают оригинальные, независимые от своих предшественников суждения. Но и у них нет приближения слова к образу, которое служило для нас мерилом отбора текстов для антологии. Иначе говоря, работая над антологией, мы ставили своей целью дать не только научное, но и литературно-художественное представление о "Троице".
Все отрывки воспроизводятся в хронологическом порядке: для рукописей приведены даты их написания, а для печатных работ - время первой публикации на русском языке. Заметим также, что тексты антологии, печатавшиеся в разное время и в разных изданиях, редакторы которых придерживались неодинаковых правил, требовали известной унификации: нами использована единая орфография и пунктуация, единое написание имен и единая специальная терминология. Но в отдельных случаях сохранены устаревшие слова и нестандартные знаки препинания, поскольку они - сознательно или бессознательно - соответствуют стилю автора. Названия произведений искусства, в частности "Троицы" Рублева, даются в антологии согласно академической традиции без кавычек, но с прописной буквы. Все отрывки предваряются пояснениями составителя: они ориентируют читателя в творческой истории работ и указывают на то новое, что было сделано для изучения "Троицы" разными исследователями.


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




Реклама:
»  Стол для рисования из Питера  ;
»  Официальный интернет-магазин автозапчастей в Москве.

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet