|
|
"Мировоззрение Андрея Рублева". Из книги В.А.Плугина
"Второе и страшное Христово Пришествие"
Связь изображений прославленных монахов с райской тематикой снова подчеркнута московскими живописцами, так сказать, наглядными средствами. Взоры Антония, Саввы, Онуфрия и Макария прикованы к движущимся в рай праведникам. При этом нужно отметить, что* Антоний и Савва дважды изображены в. самой композиции «Второго пришествия» (среди вставших на суд и среди шествующих в рай). И имеющийся здесь, таким образом, момент дублирования лишь резче и яснее выявляет характер идейных позиций Андрея Рублева и Даниила Черного.
Если кратко подвести итоги анализа стенописи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире, то нужно отметить следующее. Во владимирских фресках Рублева находят органическое развитие те особенности его мировоззрения, которые прослеживались в иконах Звенигородского чина Благовещенского и Успенского иконостасов. Эсхатологическая тема решена Рублевым всецело в духе «русской рецензии» исихастского учения. В этом кроется основной источник того душевного равновесия, который позволил мастеру дать оптимистический ответ на вопрос, который играл такую важную роль в жизни его современников. Во Владимире Рублев трактовал волнующую его современников эсхатологическую тему с подкупающим оптимизмом, не перестающим удивлять и человека нашего времени. Первоосновой этого оптимизма был национальный подъем Руси, отчасти увиденный, еще больше предугаданный великим художником и выдающимся мыслителем русского средневековья.
Заключение
Подводя итоги данной работы в целом, хотелось бы, прежде всего, отметить ее в некотором роде экспериментальный характер, обусловленный специфическим аспектом исследования основного источника - произведений древнерусской монументальной и станковой живописи. В связи с этим необходимо оговорить сугубо предварительный характер сделанных выводов.
Автор отчетливо сознавал, что на данном этапе работы практически невозможно избежать определенных ошибок и неточностей. Поэтому следует рассматривать данное исследование как начальный этап работ.
Основные выводы могут быть сформулированы следующим образом.
1. Андрей Рублев - московский великокняжеский иконописец. Возможно, что его творческая жизнь с самых первых шагов была связана с княжескими мастерскими. На основании некоторых данных можно предположить, что начало его монашеского пути относится к зрелому возрасту (приблизительно, рубеж XIV-XV вв.). Как показывают отдельные публикации последних лет, фонд источников для изучения биографии Рублева еще не исчерпан и, следовательно, на данном этапе многие важные вопросы жизни и творчества художника не могут быть решены.
2. Философско-богословские основания мировоззрения Рублева сложились в русле «русской рецензии» на исихазм.
Автор понимает, что почва для подобного вывода недостаточна подготовлена. Проблемы «русского исихазма» только начинают становиться предметом серьезного исследования. Своеобразие «русского исихазма» базировалось на особенностях социально-экономического и политического развития Русской земли. Для нас несомненны как самый факт влияния идей византийских мистиков на духовную жизнь Руси, так и то, что в новых условиях учение исихастов дало глубоко оригинальные всходы. Анализ ряда произведений Рублева показал (с нашей точки зрения) невозможность их интерпретации без рассмотрения основных направлений исихазма. Дело дальнейшего исследования - прокорректировать полученные результаты.
3. С позиций исихазма Рублев осмысливает одну из важнейших граней религиозного сознания - эсхатологию, раскрывая свое представление о мироздании, о боге в его отношении к человеку, наконец, формируя свой идеал совершенной, активно устремленной к добру человеческой личности. Хотелось бы. подчеркнуть, что анализ эсхатологических представлений не уводит исследование в область отвлеченного богословия, а позволяет осмыслить существенные черты мироощущения средневекового человека в характерных для этой эпохи формах.
4. Иконы и фрески Рублева отличаются неповторимой индивидуальностью. В большей степени, чем другие выдающиеся художники его эпохи, Рублев выходил за рамки, поставленные временем. Его произведения, например «Воскрешение Лазаря», во многом были знамением нового времени, духовное родство связывало их с пред возрожденческим творчеством мастеров Запада.
5. Созданный Рублевым иконостас Успенского собора во Владимире сконцентрировал достижения философско-политической мысли его времени и открыл новую главу в истории иконостаса.
6. Одним из направлений исследования творчества Рублева должны быть поиски сохранившихся иконографических решений, в которых зафиксированы характерные черты мышления великого мастера. Этот путь особенно плодотворен с точки зрения исследования иконы как исторического источника.
В начало книги »
|
|