"Мировоззрение Андрея Рублева". Из книги В.А.Плугина
Иконостас Успенского Собора во Владимире
Таким образом, при реконструкции владимирского иконостаса 1408 г. нужно исключить из данных описи 1708 г. 21 икону праотцев и сократить число входивших в него икон до 61-62. Тогда, используя данные описи московского иконостаса Дионисия, мы получим следующую раскладку икон по рядам: деисусный чин - 21 икона, праздничный - 25, пророческий - 15-16. Разница в одну икону для пророческого ряда допускается нами в связи с тем, что в эпоху Дионисия центром его была икона «Богоматери Знамение», по ширине равная «Спасу» из деисусного чина. Как обстояло дело в начале XV в., - мы не знаем. Приведем только один любопытный факт из истории иконостаса Благовещенского собора. После пожара 1547 г. из него вынули три центральные иконы деисуса и Илью-пророка. Это дает основание думать, что икона Ильи находилась в центре пророческого ряда.
Второй вопрос, решение которого позволит говорить о характере художественного облика иконостаса, касается размещения икон.
Небольшие русские иконостасы древнейшей поры оставляли открытой живопись восточных столбов и алтарной преграды, которая составляла одно смысловое целое с живописью иконостаса. «Высокие иконостасы» рублевской поры, представляя собой развитие первоначальной системы, удержали древнюю традицию (исключение - иконостас Троицкого собора). В связи с этим размещение икон в Успенском иконостасе Рублева представляется следующим образом. Деисусный чин располагался, по-видимому, на высоте около 4 м (высота фресковых композиций с крестами на алтарных столбах). Ширина пролета между подкупольными столбами составляет 5,7 м, а вместе с выемами кресчатых столбов около 6,5 м. На этом пространстве мог разместиться пятифигурный деисус при том условии, что иконы с архангелами были одинаковой ширины с прочими (тогда общая ширина пяти икон будет составлять около 6,4 м). Следовательно, мнение И.Э.Грабаря, В.И.Антоновой и М.А.Ильина, что первоначально в деисусный чин входили «широкие» (1,28 м) архангельские иконы, переделанные в начале XVIII в. в северные и южные двери алтаря, неверно. Тот факт, что вторая пара архангельских икон написана в XVIII в. на спемзованных старых досках, вовсе не свидетельствует о том, что ранее здесь были другие изображения (по мнению И.Э.Грабаря и В.И.Антоновой, - Георгий и Дмитрий). Во время племянниковской реставрации иконостас Рублева подвергся очень существенной чинке, при которой часть икон была переписана, а часть написана заново на старых досках. Иконы же архангелов одинаковой величины с другими встречаются в полнофигурных чинах 1-й половины XV в.15.
Важно указать также на Ферапонтовский чин Дионисия, иконографически очень близкий к Владимирскому чину Рублева.
Остальные иконы деисусного ряда должны были разместиться следующим образом. Апостол Петр, Иоанн Богослов и Василий Великий - между северным и центральным алтарными столбами (общая ширина икон 3,15 м, при ширине пролета 3,23 м); Апостол Павел, Андрей Первозванный и Иоанн Златоуст между центральным и южным алтарными столбами (ширина пролета 3,17 м). Остальные десять икон размещались в северной и южной галереях. Ширина каждой из них в алтарной части около 5 м. Этого достаточно для пяти де-исусных икон при предположении, что в их числе находилась более узкая доска с изображением столпника. Но не будем торопиться с выводами до рассмотрения вопроса о расположении праздничного ряда.
Поскольку последний состоял из нечетного числа икон, то количество праздников в центральном прясле определяется цифрой 7 (общая ширина около 6,5 м). Над жертвенником и диаконником, где стояли по три деисусные иконы, должно было бы разместиться столько же праздников. В таком случае последние, несомненно, были вдвинуты чуть глубже кресчатых выемов (расстояние между столбами около 2,8 м). Видимо, аналогично размещался праздничный ряд и в галереях, где, в таком случае, находилось по 4 иконы (общая ширина около 3,7 м при ширине пролета около 3,8 м). По две оставшиеся иконы должны были стоять в заворот. Если этот расчет верен, то он позволяет уточнить и расположение в галереях деисусного чина. Последний также, вероятно, был вдвинут вглубь на линию праздничного ряда. Следовательно, в галереях было по четыре деисусных иконы, включая узкие доски со столпниками. Изображения Георгия и Димитрия стояли в заворот, возможно, в киотах, являясь опорой для вынесенных праздничных икон. Такова предположительная схема размещения икон в иконостасе Успенского собора во Владимире.
Продолжение »
|