Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Мировоззрение Андрея Рублева". Из книги В.А.Плугина

Некоторые вопросы биографии Рублева

  
Апостол Павел
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

В обширной литературе о Рублеве найдется немало работ, так или иначе касающихся жизненного пути художника. Но почти никогда этот сложный вопрос не был предметом специального исследования, а известия о Рублеве не собирались воедино с возможной полнотой. Между тем при крайней скудости и неясности сведений, совершенно необходим критический анализ всего известного материала. Только в этом случае можно воссоздать основные этапы биографии великого живописца. Из всего написанного по этому вопросу можно выделить как наиболее ценную небольшую, но очень содержательную статью Н.П.Собко, напечатанную в «Словаре русских художников» - первый биографический труд о Рублеве, монографию М.И. и В.И.Успенских, исследование И.Э.Грабаря и специальный раздел в последней книге В.Н.Лазарева. Новым этапом в изучении биографии Рублева можно считать упоминавшуюся статью М.Н. Тихомирова «Андрей Рублев и его эпоха», опубликованную в 1961 г. Это была первая специальная источниковедческая работа, посвященная классификации и критике известий об Андрее Рублеве. «О творчестве Андрея Рублева написано много и притом крупными историками искусства..., - отмечал Тихомиров. - Совсем по-иному обстоит дело с установлением основных дат жизни величайшего художника средневековья. Вырванные из источников, мало проверенные и мало объясненные, известия о жизни и творчестве Рублева плохо связывают основные факты в его биографии». По мнению Тихомирова, в этом нельзя обвинять только искусствоведов и литературоведов - «они не всегда в состоянии справиться со сложным делом анализа и критики исторических источников, не говоря уже об их археографической обработке. Это - дело историков, источниковедов».
Значение исследования Тихомирова трудно переоценить. Но он не довел своего труда до логического конца, ограничившись анализом летописей и житий. Все поздние источники, выделенные им в группу припоминаний о художнике и его произведениях, остались вне поля его зрения, в том числе столь охотно цитируемое искусствоведами «Сказание о святых иконописцах». В известной мере этот упрек можно адресовать и В.Д.Кузьминой. Основная ценность ее недавно опубликованной работы – в скрупулезном источниковедческом анализе, прежде всего, летописных и житийных известий. Что же касается, например, надписей на иконах и прорисях икон, а также ряда других более поздних сведений, то они остались за пределами ее исследования. Кроме того, в отличие от М.Н.Тихомирова, В.Д.Кузьмина ограничила свою задачу чисто источниковедческими аспектами, не делая на их основе собственно исторических построений. Словом, изучение биографии Рублева еще далеко не завершено. В данной главе рассматриваются вопросы о времени пострижения Рублева, о его жизни до пострижения, о той среде, в которой он сформировался как художник.
Используя и дополняя классификацию источников, предложенную Тихомировым, мы можем разделить источники биографии Рублева на следующие пять категорий: известия летописные; известия житийные; припоминания о художнике; припоминания о его произведениях; изображения Андрея Рублева. В особую группу могут быть выделены сведения об иконостасах Благовещенского, Успенского и Троицкого соборов («описи»), в которых имя художника не упоминается.
Первые две группы объединяются хронологически как известия XV в., записанные либо при жизни художника, либо в то время, когда память о нем была еще свежа и живы были многие очевидцы его жизни и творчества. Это наиболее ценная часть дошедшего до нас материала. Из третьей группы к ним примыкает лишь «Отвещание» Иосифа Волоцкого, относящееся к концу XV в. Остальные материалы этой группы, сравнительно многочисленные, датируются XVI-XIX вв.

Рассмотрим состав каждой из этих групп:
I. Летописные известия
1. О росписи Благовещенского собора в Москве.
2. О росписи Успенского собора во Владимире.
II. Житийные известия
1. Житие Сергия Радонежского Пахомиевой редакции.
2. Житие Никона Радонежского.
III. Припоминания о Рублеве
1. «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Рустей земли сущих» (Духовная грамота Иосифа Волоцкого).
2. Постановление Стоглавого собора 1551 г.
3. Запись в Степенной книге о росписи Успенского собора во Владимире.
4. «Сказание о святых иконописцах».
5. «Книга глаголемая описание о российских святых».
6. Перечень памятей святых - учеников Сергия Радонежского в Сб. Троице-Сергиевой лавры XVII в.
7. Список с надписи на несохранившемся надгробии из Спасского собора Андроникова монастыря.
8. Надпись (поздняя) на распятии, принадлежавшем А. И. Мусину-Пушкину.
9. Запись нач. XIX в. о разрушении в Андрониковом монастыре колокольни, под которой находились могилы Андрея Рублева и Даниила Черного в Четьих Минеях инока Керженского монастыря Ионы, обнаруженная В.Г.Брюсовой.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet