Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Мировоззрение Андрея Рублева". Из книги В.А.Плугина

Некоторые вопросы биографии Рублева

  
Апостол Павел
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

Действительно, летописец сообщает нам вовсе не о возрасте. Феодальная литература, отразившая средневековую систему мышления, рассматривает человека, прежде всего, как представителя той или иной общественной группы. И отдельная личность внутри нее характеризуется с точки зрения наличия в ней тех или иных качеств, определяющих ее положение внутри группы.
Возраст не принадлежал к числу таких качеств. И по летописям весьма затруднительно составить представление о летах кого-либо из древнерусских мастеров-ремесленников. Другое дело - социальная принадлежность, опыт, мастерство и т.д. Тут перед нами пройдут «русьские писцы князя великаго Семеновы Ивановича» Захария, Дионисий, Иосиф и Николай, их преемники «русстии родом, а гречестии ученицы» Гоитан, Семен и Иван, Феофан-иконник Гречин философ, Данило иконник», «Иван церковный росписник»...
Летописец отмечает принадлежность художников к придворной мастерской, редкое для искусства Москвы середины XIV в. знакомство с византийской манерой письма. Наименование Феофана и Даниила «иконниками» связано, видимо, с увеличением роли высокого иконостаса, который переживал тогда период становления. Кроме того, он мог выражать роль старейшин как распорядителей схемы сюжетов («икон») росписи. Характеристика Феофана подчеркивает его чрезвычайную осведомленность в вопросах христианской догматики и иконографии, что влияло на его положение и авторитет в дружине. «Иван церковный росписник», погибший во время пожара в Новгороде, представлен летописцем как мастер-монументалист. Не всякий иконник обладал способностями стенописца. Москва, располагавшая в начале XV в. значительными кадрами иконописцев, испытывала недостаток в опытных «росписниках» храмов и приглашала мастеров со стороны (тот же Прохор с Городца). И даже в Новгороде смерть «росписника» привлекла внимание летописца.
Возрастные характеристики отсутствуют. Следовательно, Прохор-монах, а не старик-мирянин, так как в этом случае старцем прежде всего следовало назвать Феофана, которому было под семьдесят. Но понятие старчества в монашестве обозначает старшего, а не старого. Так, Дионисий работал в монастыре Пафнутия Боровского со «старцем Митрофаном», а в Волоколамском - с Паисием и племянниками игумена (Досифеем и Вассианом). «Старцу» Вассиану, который упоминается летописью еще в 1560 г., т.е. 76 лет спустя после росписи Волоколамского собора, тогда было едва ли больше 20 лет. До-сифей, вероятно, был лишь немногим старше.
Поэтому в отношении их наименование «старец» употреблено лишь в качестве синонима слов «чернец», «монах». Если автор летописной записи под 1405 г. не воспользовался этим наименованием в отношении Рублева, хотя ему уже шел пятый десяток, то, несомненно, потому, что видел в Андрее и Прохоре монахов разного поколения и хотел это подчеркнуть.
Понятие «старчества» хорошо раскрывает Досифей Топорков в рассказе о путешествии инкогнито Иосифа Волоцкого по монастырям: «...поручив монастырь первым от братии и взем единого от ученик с ним странствовати... учини же ученика своего вчину старца, асам яко ученик последовал ему, и ризами худейшими обложив себе».
Итак, «старец» - это высший монашеский чин, не связанный, впрочем, непосредственно с занятием монастырских должностей и церковным саном, а также с принадлежностью к великому иноческому образу. Старец - это искусный инок, достигший определенного совершенства в монашеских добродетелях и наставляющий на этом пути новоначальных чернецов («невегласов», как их называет Савва Черный), осуществляющий духовное учительство. «Послушники живут по воле и благословению старца», - писал о порядках афонских монастырей печерский архимандрит Досифей. Такие же порядки были и в русских монастырях. В опубликованном Н. Серебрянским «Предании некоего старца учеником своим о иноческом жительстве и правиле келейном» говорится: «Призывает игумен старца и благословляет и дает ему новопострижника под начало... наказует же и ученика, глаголя: ты же, чадо, имей его отца себе и учителя и буди в послушании и повинуйся ему и послужи, яко самому Христу». Аналогичная характеристика старца-учителя содержится и в «Сказании о черноризчестемь чину» Кирилла Туровского и в житии Кирилла Белозерского. Конечно, чтобы стать «мужем, украшенным добродетелями» и «разумеющим божественные писания», требовалось провести известное время в монашестве. Игумен, считавшийся духовным отцом всех монахов, избирался по студийскому уставу с тридцатитрехлетнего возраста. Иосиф Волоцкий занял этот пост в Боровском монастыре в 38 лет. И автор его жития Савва Черный именует его в это время «старцем». До этого он называет его просто по имени, за исключением одного эпизода, когда совсем еще юный (но уже «инок искусен») Иосиф приводит в монастырь своего отца: «Иосифже в всем все бысть ему: и старец, и учитель, и слуга, и подпора... Отец же глаголаше: что ти воздам, чадо?.. Не аз тебе отець, но мне отець, ты еси и в телесных и в духовных». А «старцу» Иосифу было тогда всего 21-22 года. Обычные эпитеты старца: «чюдный», «сединами цветущими», «велми чюдна жительства», «житием крепким пребывая в посте и в молитвах, паче же в безмолвии» характеризуют именно образ его жизни. Иосифа во время его путешествия узнавали «от образа и от слова и от слуха». Житие Иосифа, желая указать на возраст, говорит о старце «честном» и «многолетном». «Повесть о Митяе», обрисовав завидную жизнь коломенского попа при дворе Дмитрия Донского, продолжает: «И пребысть (Митяй) в таковем чину и в та-ковем устроении много лет, донде же со-стареся старець Иоан, нарицаемый Непеица, архимандритъ Спасский, иже остави архимандритью в старости глубоце и сниде в келью молчания ради».   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet