Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Мировоззрение Андрея Рублева". Из книги В.А.Плугина

е на лица судите, сынове человечестии..."

  
Апостол Павел
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

Прийти к выводу об исчезновении правды на земле значило подняться на первую ступеньку в осознании непримиримых противоречий, раздирающих и движущих классовое общество. В сущности это был очень конкретный вывод, к которому настойчиво подводила человека практика: то княжеским вероломством, то боярским насилием, то купеческим лихоимством, то разбойничьим грабежом. Но эсхатология окрасила реальные жизненные отношения в свойственные ей тона. Мысли о засилии зла в мире, вера в конечное торжество справедливости - все эти вечные вопросы жизни нерасторжимо переплелись в умах людей с богословскими идеями о приближающемся втором пришествии Христа и всеобщем судилище. Таково было одно из преломлений в ткани общественного организма эсхатологического учения.
А вот что сообщает под 1445 г. новгородская летопись: «...в то же время не бе в Новгороде правде и правого суда, и въсташа ябетници, изнарядиша четы и обеты и целованья на неправду, и начата грабити по селам, и по волостям, и по городу; и беахом в поруганье суседом нашим сущим окрест нас; и бе по волости изъежа велика и боры частыя, криць и рыдания и вопль и клятва всеми людьми на старейшины наше и на град нашь, зане не бе в нас милости и суда права».
Рассказ летописца о жульнических проделках новгородских лихоимцев как часть целого входит в эпическое обобщение духовного стиха. Интересный комментарий к тексту дает В.Л.Янин: «Это очень важное летописное сообщение, которое объясняет одну из главных причин равнодушия простых людей к судьбе Новгородской республики в самый опасный для нее момент, если еще в XIV в. новгородские крестьяне и ремесленники с оружием в руках защищали вечевой строй, то в семидесятых годах XV в. они уже достаточно хорошо разобрались, кто виноват в том, что легшие на их плечи подати были непосильны, а поборы частыми. И почему не было для них милости и правого суда. В описанном здесь эпизоде, ответственность за который можно было бы возложить целиком на преступных судебных чиновников, новгородские люди сумели разглядеть главных виновников - «бесправдивых бояр», старейшин Новгорода и Новгородской земли».
В.Л.Янин верно подметил социальный мотив, отчетливо прозвучавший в сентенции об отсутствии правды и милостивого суда. Ответственными за неправду справедливо считались власти, творившие суд и расправу, -князь, бояре, церковь. Антифеодальную направленность получала феодальная по своему происхождению идея о богоустановленности власти.
Согласно средневековому взгляду на мировой порядок глава государства, князь, получал бразды правления от бога. На его обязанности лежало творить справедливый и милостивый суд. За это он должен был дать ответ во время второго и страшного Христова пришествия. Князь отвечал и за своих слуг, которые судили его именем. В известном «Наказании» тверского епископа Симеона, включенном в «Мерило праведное», рассказывается о том, как на вопрос полоцкого князя Константина Безрукого: где будет на том свете его тиун, епископ отвечал, что там же, где и князь. Ибо, если князь добр, то и тиуна назначает доброго (тогда оба - в раю). Если же князь бога не боится, то и слуга его таков же, и оба попадут в ад. Ибо назначить людям неправедного судью - все равно, что напустить на них бешеного человека, дав ему в руки меч.
В «Наказании князем иже дают волость и суд небогобойным и лукавым мужем» устами Ефрема Сирина возвещается: «...царю неправедну - все слуги под ним беззаконны суть». Поэтому и ответственность князя (или, для древнерусских республик, их высших должностных лиц) определяется самой высшей мерой.
Некоторые списки «Русской правды» и «Мерило праведное» помещают «Слово святого великого Василия о судьях и о клеветах» с ораторским обращением: «Послушайте и внушайте вси судящи земли, яко от господа дасться власть вам и сила вышняго... давый бо власть вам истяжати же скоро ваша дела и помыслы испытает; яко служители его царства, ти не судисте в правду, ни схрани-сте закона, в повеленьи божий не пребысте. Страшно убо скоро на вы придеть испытание, яко немилостивей на обладающая бываеть».
В ст. 4 Псковской Судной Грамоты говорится: «А князь и посадник на вечи суду не судять, судити им у князя на сенях, взирая в правду по крестному целованью. А не всъсудят в правду, ино бог буди им судиа на втором пришествии Христове». И.Д.Мартысевич комментирует этот текст следующим образом: «Грамота предписывала, чтобы князь и посадники судили на основании законов и не брали взяток. Однако она не предусматривала санкции за неправедный суд. В ней говорилось лишь: «а не въсу-дят в правду, ино бог буди им судиа на втором пришествии Христове».
Сделанные И.Д.Мартысевичем выводы в корне неверны, ибо то, что для современного автора представляется малозначительным, с точки зрения мировоззрения средневекового человека было самой высшей санкцией, как бы малодейственна ни оказывалась она на практике. Кара неподкупного небесного судии угрожала неправедным судьям, и чем полнее захватывали людей эсхатологические настроения, тем больший смысл получало предостережение сильным мира: «Страшно убо и скоро придет на вы испытание».   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet