Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Мировоззрение Андрея Рублева". Из книги В.А.Плугина

Некоторые вопросы биографии Рублева

  
Апостол Павел
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

Такое представление об основных вехах жизненного пути иконописца Андрея Рублева кажется нам наиболее соответственным характеру художественной жизни Московской Руси этого времени. Хотя происхождение Рублева неизвестно, современные исследователи единодушны в том, что это художник из московской земли. «Его искусство - выразил общее мнение И.Э Грабарь - носит слишком определенную позднесуздальскую или, вернее, раннемосковскую, печать, чтобы можно было сомневаться в его происхождении из пределов этих областей»69. С этим трудно не согласиться, тем более, что все источники, которыми мы располагаем, и все известные работы Рублева (и достоверные и предполагаемые) ведут нас к Москве. «Сказание о св. иконописцах» называет Андрея «Радонежским». М.Н.Тихомиров обратил внимание на «подмосковное село Рублево, может быть, чем-нибудь и связанное с нашим художником». Косвенный намек на московское происхождение Рублева можно увидеть и в приводившейся нами летописной записи 1405 г. Прохор, «старец с Городца», мастер явно заезжий, как правильно отмечает Тихомиров, а не осевший в Москве городчанин, как бы противопоставляется здесь двум столичным художникам. Это должно означать, по крайней мере, что Рублев, подобно Феофану, уже долго жил к этому времени в Москве. Не лишено, наконец, интереса и то обстоятельство, что Андрей был известен в Москве не под своим личным прозвищем, а под прозвищным отчеством. Наименование «Рубль» (предположительно) являлось личным прозвищем его отца, или даже кого-то из более отдаленных предков. И если оно было знакомо жителям столицы, то не происходил ли иконописец Рублев из старой московской (ремесленной?) фамилии?
Так или иначе, творческой родиной Рублева была Московская Русь. В связи с этим встает вопрос - в каком из московских монастырей он мог научиться стенописанию, приняв монашество в юности? В 1405 г. он уже признанный мастер стенописи, и роспись домовой великокняжеской церкви не была ли его первым опытом? Но московские монастыри XIV в. почти не имели каменных храмов и не испытывали нужды в «росписниках». Показательно, что и княжеские храмы стояли нерасписанными до 90-х годов, а Троице-Сергиев монастырь еще в 20-е годы XV в. был вынужден приглашать мастеров со стороны. Некоторые новейшие исследователи полагают, что уже в это время известным художественным центром был Симонов монастырь. Поэтому задавшись целью найти «мастерскую, где обучался Андрей Рублев, и монастырь, иноком которого он был в ранние и зрелые годы», Г.И.Вздорнов предположил, что Рублев обучался именно в Симоновом монастыре. Этому предположению противоречит тот факт, что в то время, когда расписывался монастырский собор, Рублев трудился над росписью княжеского храма. Трудно допустить, чтобы о пребывании Рублева в Симоновом монастыре не упомянул в своем «Отвещании» Иосиф Волоцкий, большой почитатель Рублева, хорошо осведомленный и о жизни этого монастыря. Кроме того, поиски мастерской, в которой обучался Рублев, совсем не обязательно нужно связывать с монастырем, в котором он был иноком. Исследование самого Вздорнова убедительно показало, что в середине XIV - начале XV в. московские монастыри вовсе не были центрами художественной жизни Москвы.
Логический вывод, вытекающий из данного положения, состоит в том, что иконописные мастерские, в одной из которых мог подвизаться молодой Рублев, следует искать вне монастырских стен. К сожалению, вопрос о мирских иконописцах Древней Руси (до XVI в.) совершенно не разработан. Было время, когда древнерусскую культуру считали почти исключительно монастырской, а иноков - монополистами в области искусства. Сейчас, конечно, никто не рискнет поддерживать эту нелепую точку зрения. Весьма вероятно, что подобно ремесленникам других специальностей, обслуживавших религиозные потребности общества, иконописцы в большинстве также были мирянами. «Было бы неверно думать, - пишет В.Н.Лазарев,- что художники Древней Руси являлись исключительно лицами духовного звания. Из летописных свидетельств с несомненностью следует, что рядом с монахами живописью занимались и светские люди и что последние в количественном отношении преобладали». Однако конкретизация этих чрезвычайно важных положений остается делом будущего. Поэтому, прежде чем продолжать анализ художественной жизни Москвы конца XIV в., следует сделать хотя бы самый беглый очерк сведений о мирских мастерах-иконописцах Руси на XI-XV вв.
Уже в рассказе «Киево-Печерского патерика» о первом известном древнерусском художнике Алимпии содержатся некоторые данные, позволяющие говорить о наличии светских мастеров в Древнем Киеве. Согласно патерику, Алимпий принял постриг после того, как прошел выучку у работавших в Печерской церкви цареградских художников (он мог и не постричься и остаться мирским мастером; монастырь же был заинтересован в ценном ремесленнике). По-видимому, перед нами рядовой факт обучения местного живописца у опытных греков.
Византийские артели мозаичистов, украшавшие в Киеве Десятинную, Софийскую и Печерскую церкви, должны были, по мнению исследователей (Н.П.Кондаков, В.Н.Лазарев), непременно пользоваться услугами местных художников. «Заезжие греческие мастера - пишет В.Н.Лазарев, - прибегали к сотрудничеству русских ремесленников уже на первом этапе их деятельности - при изготовлении смальты. Позднее они должны были пользоваться помощью киевских «молодших людей» и в процессе создания самих мозаик».
Найденные в Киеве при раскопках в Лавре и на Подоле остатки мастерских по производству смальты подтверждают как это положение, так и участие в художественных работах мирских ремесленников. Следовательно, не все разделяли судьбу Алимпия.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet