Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Мировоззрение Андрея Рублева". Из книги В.А.Плугина

торое и страшное Христово Пришествие"

  
Апостол Павел
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

По сторонам престола предстоят в молитвенном положении Мария и Иоанн Предтеча. Ниже их - коленопреклоненные Адам и Ева. По сторонам - архангелы с мерилами и сферами. За ними апостолы Петр (слева от зрителя) и Павел. Фигуры архангелов и апостолов относятся уже к следующей сцене, изображающей «судей». На южном склоне свода (за Петром) написаны Иоанн, Симон, Варфоломей, Иаков (?) и Фома (?) и. На северном склоне (за Павлом) - Матфей, Лука, Марк, Андрей и Филипп (?). Крайние апостолы изображены уже на склонах восточной арки. За апостолами сонмы ангелов.
В зените восточной арки изображен круг с символами четырех царств: Македонского (крылатый барс), Римского (крылатый лев), Вавилонского (медведь) и Антихристова (семирогий зверь со второй человеческой головой).
В зените западной арки написан символический образ: «Души праведных в руце божией». Гигантская кисть руки держит закутанные в саван фигурки. На склоне арки изображены в медальонах пророки Давид и Исайя со свитками.
Ниже пророков - великолепные, но, к сожалению, очень плохо сохранившиеся фигуры трубящих ангелов, один из которых трубит вверх (нижняя половина фрески утрачена), другой - вниз15. Под апостолами южного склона написана фреска «Земля и море отдают мертвых».
Землю и море олицетворяют женские фигуры, из которых первая держит в руках гроб и жезл, вторая - корабль и фонарь. Процессия вставших из гроба мертвецов (фигуры в белых саванах) помещена в левой части сцены. Композиционное поле заполняют многочисленные изображения птиц, рыб, гадов морских и земных, зверей (слон, лев, медведь).
На северной стороне фреска в этом месте не сохранилась. Н.М.Софонов написал здесь грешников, пожираемых огнем («геенна»). Отправной точкой для палехского реставратора явилось при этом изображение архангела, копьем сталкивающего в огонь осужденных, которое он обнаружил под Павлом из «Гетимасии» и при «поновлении» уничтожил.
Не исключено, что и грешники в огне скопированы Софоновым с рублевского оригинала, только на этот раз фреска не была даже зафиксирована. Такой вывод, во всяком случае, можно сделать из описания, которое сделано ключарем собора А.В.Виноградовым, наблюдавшим за реставрацией. «Под каймою (ниже изображений апостолов и ангелов), - пишет он, - восстановлено: на правой стороне как земля и море отдают своих мертвецов, а на левой, как ангел поражает дракона и как ангелы гонят жезлами грешников в пылающий огнь. На этой же стороне изображены и самые мучения грешников, где в мучениях представлены только одни лица людей, разделенные цветом краски на особые группы, показывающие степени мучений».
Термин «восстановлены» должен указывать на реставрацию древней живописи, хотя описание не совсем точно. Такими же словами А.В.Виноградов характеризует и сцену, сохранившуюся до настоящего времени: «На этой же левой стороне восстановлено, как ангел показывает упавшему перед ним пророку Даниилу на событие его пророчества».
Фреска «Ангел с пророком Даниилом» расположена на южной стороне северного подхорного столба. Полностью сохранилась только фигура ангела в зеленом гиматии. От изображения Даниила уцелела лишь часть головы с нимбом. Остальное дописано на новом левкасе и грубо ографлеио, по-видимому, артелью Софрыова.
На северной стороне южного столба написаны праведные жены (мученицы и преподобные), замыкаемые Марией Египетской. Вопреки мнению некоторых исследователей, это изображение не идущих в рай, а представших на суд праведников. «Лику» святых жен соответствуют «лики» святых мужей, которые написаны в арке прохода из центрального нефа в южный. Здесь святители (среди них Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Никола), преподобные (во главе с Антонием Великим и Саввой Освященным), пророки (с Давидом и Даниилом) и мученики (впереди Георгий, за ним Дмитрий).
Фресками малой арки завершается цикл изображений центрального нефа, посвященных процессу суда.
Роспись южного нефа связана с темой рая. Центральной здесь является композиция, написанная на северном склоне свода: «Идут святые в рай».
Огромная толпа шествующих в основном повторяет иконографически «лики» вставших на суд и разбита на те же группы, или «чины». Святители, преподобные мужи и жены написаны выше, пророки, мученики и мученицы-ниже. Возглавляют шествие апостолы во главе с Петром и Павлом. За Петром виден Иоанн и один из двух молодых апостолов. В вытянутой руке Павла свисток, на котором фрагментарно сохранилась надпись: «Придите со мною благиих...».
Правую часть западного люнета занимают райские врата с охраняющим их херувимом с жезлом, левую - благоразумный разбойник с семиконечным крестом в руке. На белом фоне видны силуэты зеленых деревьев с маленькими желтыми плодами. Они переходят и на южный склон свода, где написано «Лоно Авраамово». Иаков и Исаак представлены в позах моления. Авраам поддерживает руками у себя на «лоне» души праведные в образе младенцев (без нимбов).
Души в виде младенцев (с нимбами) в белых рубашечках написаны и у седалища праотцев. Композиция в восточном люнете, где изображена восседающая на престоле богоматерь с предстоящими склоненными ангелами, замыкает цикл райских сцен.   Продолжение »


Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet