|
|
"Жены мироносицы у гроба". Иконостас Троицкого Собора
|
 |
|
|
Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две громоздкие поздние сосновые шпонки, которые сильно выдаются над поверхностью доски и стесаны по концам. Нижняя шпонка справа несколько выдалась за пределы иконной доски, а слева примерно на такой же кусок дополнена куском дерева, загнанным как добавление к шпонке.
В месте соединения досок имеется трещина, вверху заклеенная кусочком холста по торцу и частично на обороте иконы. Ниже верхней шпонки и до конца доски трещина заделана узенькой реечкой. В средней части и под нижней шпонкой она скреплена дополнительно двумя деревянными вставками, так называемыми ласточками. Слева вверху есть еще одна глубокая трещина. Справа верхний и нижний угол сильно постерты.
Под нижней шпонкой справа по вертикали привинчена новая железная скоба с петлей для крюка.
По торцам иконы есть гвоздики от басмы и следы от них.
Вверху имеется разорванная бумажная наклейка с надписью выцветшими чернилами: «М...носицы 6-я икона правой стороны 3-го яруса».
Под концом верхней шпонки слева доска несколько стесана.
С обратной стороны икона окрашена темной масляной краской.
Красочная поверхность иконы плохой сохранности.
Древний левкас на фоне иконы почти не сохранился и заменен разновременными позднейшими вставками. Поля целиком заделаны более поздним левкасом и позолочены, по-видимому, в XVII в. В настоящее время видны лишь остатки золота и позднейшей записи (XVIII в.?) желтой краской. Киноварные опушки также более поздние, они грубее и шире древних. Поля и фон иконы испещрены крупными и мелкими разновременными вставками левкаса и мастики.
В месте соединения досок вдоль всей иконы проходит полоса нового левкаса со следами позднейшей записи шириною от 2 до 5 см. Она повреждает, кроме позднейших полей и фона, древнюю живопись: крыло архангела, пещеру, гроб и часть позёма. Слева внизу у самого ковчега проходит узкая полоса вставки с позднейшей дописью
Композиция «Жены мироносицы у гроба» из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора, на первый взгляд, очень проста: несколько необычного вида горный пейзаж, разделенный на два массива, внизу пещера, в ней опустевший гроб с погребальными пеленами, справа - ангел, сидящий на большом камне, слева три жены мироносицы, композиционно как бы слитые воедино.
Склонив головы, они в раздумье смотрят на гроб. Всё немногословно и, казалось бы несложно. Однако икона является одним из самых примечательных произведений мастера рублевского круга, свидетельствующим о многогранности искусства, объединяемого этим названием.
Свидетельства евангелистов Матфея, Марка и Луки о самом главном событии евангельской истории - о воскресении Христа из мертвых - сходны между собой за исключением некоторых деталей. Они полны непосредственности в передаче неожиданности и волнения, пережитых женщинами, пришедшими ко гробу с ароматами через день после страстной пятницы, когда в него было положено мертвое тело распятого учителя.
Как обычно, художник иконы «Жены мироносицы у гроба» обращается к текстам нескольких евангелистов и выбирает из них то, что ему кажется наиболее важным и согласным с его замыслом. Изображенное на иконе ближе всего к текстам евангелистов Марка (гл. 16, ст. 4), Матфея (гл. 28, ст. 2-7) и отчасти Луки (гл. 24).
Только Марк называет по именам трех жен: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Наковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать его. И весьма рано в первый день недели приходят ко гробу при восходе солнца. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И взглянувши видят, что камень отвален: а он был весьма велик».
Евангелист Матфей описывает, как это произошло: «И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид его был как молния, и одежда его была как снег... Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал. Подойдите посмотрите место, где лежал Господь.
И пойдите скорее, скажите ученикам его, что он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там его увидите. Вот я сказал вам».
Первое, что замечает зритель на иконе, - это энергично надвигающийся к нему из черной глубины пещеры длинный прямоугольный наискось поставленный светлый гроб. Он не только достигает внизу ковчега иконы, но как бы готов выступить за его пределы в реальное пространство.
В его темной глубине ярко белеют распростертые погребальные пелены с воздушными зеленоватыми тенями, как бы стекающие вниз по наклонно стоящему гробу и оканчивающиеся впереди живым подвижным завитком.
Продолжение »
Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:
1) Благовещение -
стр 2 -
стр 3
2) Рождество Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
3) Сретение Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
4) Богоявление -
стр 2 -
стр 3
5) Преображение Господне -
стр 2 -
стр 3
6) Воскрешение Лазаря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
7) Вход в Иерусалим -
стр 2 -
стр 3
8) Омовение ног -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8
9) Тайная вечеря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
10) Раздаяние хлеба -
стр 2 -
стр 3
11) Раздаяние вина -
стр 2 -
стр 3
11) Распятие -
стр 2
12) Жены мироносицы у гроба -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
|
|