Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Тайная Вечеря". Иконостас Троицкого Собора

  
Икона Спас (но не "Тайная Вечеря")
  

Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две позднейшие шпонки, загнанные с разных сторон. Доска слегка покороблена, отчего и без того высокие шпонки сильно выделяются над поверхностью доски. Слева концы обеих шпонок стесаны вровень с доской. Стесана несколько и сама доска по левому краю. Справа у конца нижней шпонки доска сильно выкрошилась. В месте соединения досок врезана тонкая деревянная планка, по обеим сторонам которой внизу и вверху остались фрагменты древней холстины с узором из ромбов, вписанных один в другой, которой некогда была заклеена трещина.
Справа и слева над нижней шпонкой имеются две железные скобы на винтах с петлями для крюков. Над верхней шпонкой обрывки бумажной наклейки с надписью выцветшими чернилами: «Тай..... икона.....». С оборотной стороны доска окрашена темной масляной краской.
Сохранность иконы средняя. Так же, как в иконе «Омовение ног», сильному разрушению подверглись фон и поля иконы. Укрепляемый в разное время древний левкас со следами позолоты выглядит на них наподобие светлых пятен среди темной массы позднейших заделок мастикой и темным левкасом. По краям иконы в XVII в. были сделаны сплошные полосы заделок, на которых остались следы позолоты и киновари опушек. Впоследствии левкас этих ранних чинок укреплялся темным желтоватым зернистого строения левкасом, следы которого особенно заметны в верхней части иконы и на нижнем ее поле. Вставки более плотного белого левкаса, тонированного при реставрации, имеются: в верхнем правом углу иконы эта вставка спускается несколько вниз по краю правого поля, справа на нижнем поле (округлой формы) в месте соединения досок, и левее ее еще две вставки. Кроме того, в месте соединения досок трещина заделана узкой полосой левкаса, книзу расширяющейся, на которой в то же время дописаны частично фигуры Иоанна (одежда) и Петра (правая часть головы и лика, одежда, правая рука и пальцы левой руки), затем несколько более желтым и густым тоном дописана поверхность розового стола и правая часть чаши, ниже при последней реставрации тонированы одежды юного апостола и часть возвышения, на котором сидят апостолы, где вставка грушевидно расширяется. Длина этой вставки по трещине 71 см. Ширина ее изменяется от 1 до 4 см.
Отдельные пятна небольших вставок левкаса и мастики, которой затирался крошащийся левкас, встречаются во многих местах, например на верхней плоскости серой архитектуры над апостолом Петром, на нимбе Христа и на киноварном ложе по обе стороны его плеч, на левом рукаве одежды Иоанна, на груди Петра, на фоне рядом с ним и на плече апостола, сидящего справа от него (Матфея), на фоне и на другом плече Матфея, на одежде Иуды, на фоне около апостола, сидящего справа от него (Марк?), на степе палат над головой второго апостола снизу (Андрей?) справа и на его груди, на ноге апостола, сидящего выше (Лука?), на коленях апостола в правом нижнем углу, на свисающем конце гиматия апостола слева от него, на одежде (около колен) юного апостола, крайнего слева внизу, мелкими вставками, кроме того, пестрят всю его одежду. От заделок желтоватым левкасом и зеленовато-серой мастикой фон и поля иконы выглядят грязновато-желтыми и рябоватыми.
Следы гвоздей от басмы имеются по контурам архитектуры, по ковчегу и на торцах доски. В общем сохранность красочного слоя иконы «Тайная вечеря» одна из лучших среди праздников, так как мастер писал более плотными и густыми красками, чем другие художники.

В центре композиции находится круглый стол, интенсивного розовато-желтого цвета с легким покровом белильных пробелов, сгущающихся в чисто-белый цвет по краям стола. На затененной боковой части стола, на фоне которой отчасти даны сидящие внизу апостолы, цвет сгущается до темно-розовато-желтого тона. На столе стоит чаша, смещенная несколько влево от его центра, охряно-желтая с золотым ассистом. У нее широкое устойчивое основание в виде треугольника, вершина которого закрыта трехлопастной розеткой, служащей переходом к округлому глубокому сосуду собственно чаши, причем ширина подставки оказывается несколько больше, чем ширина верхней части сосуда. Формы чаши тяжеловесны и приземисты.
Христос и апостолы размещены вокруг стола на фоне архитектуры в виде стены с прямоугольными очертаниями, переходящей слева в высокий выступ с небольшим карнизом, а справа примыкающей к зданию базиликального типа с порталом, выступающим в виде арки, опертой на колонны перед темным проемом с полукруглым завершением.

Продолжение »

Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

  1) Благовещение - стр 2 - стр 3
  2) Рождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  3) Сретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  4) Богоявление - стр 2 - стр 3
  5) Преображение Господне - стр 2 - стр 3
  6) Воскрешение Лазаря - стр 2 - стр 3 - стр 4
  7) Вход в Иерусалим - стр 2 - стр 3
  8) Омовение ног - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8
  9) Тайная вечеря - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5
10) Раздаяние хлеба - стр 2 - стр 3
11) Раздаяние вина - стр 2 - стр 3
11) Распятие - стр 2
12) Жены мироносицы у гроба - стр 2 - стр 3 - стр 4



Реклама:
»  Самая подробная информация psp у нас на сайте.

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet