|
|
"Благовещение". Иконостас Троицкого Собора
|
|
|
|
Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две шпонки, загнанные с разных сторон. Благодаря тому, что доска слегка покоробилась, нижняя шпонка несколько отошла от края. Внизу под шпонкой место соединения досок некогда скреплялось наклеенным холстом и заделывалось выше шпонки деревянной реечкой. Ныне холст разорван и остался по бокам трещины. Слева у края над нижней шпонкой имеется железная скоба на двух винтах с петлей для крюка. Железная же скоба на трех винтах есть и на боковом торце и выдается над поверхностью иконы. Над верхней шпонкой имеется ветхая бумажная наклейка с надписью выцветшими чернилами: «...аговещение икона левой стороны з яруса». Трещина в месте соединения досок скреплена вверху и внизу по торцу железными скрепами.
Сквозная трещина справа внизу также скреплена железной скобой. Вверху справа тоже есть небольшая трещина. На торцах доски и по бокам мелкие медные гвоздики от басмы и следы от них.
Обратная сторона иконы выкрашена темно-серой масляной краской.
Сохранность иконы средняя. Вставки нового левкаса имеются на правом поле на верхнем и нижнем углах и по краю вдоль всего поля шириною от 1 см до 3 см, в месте соединения досок сверху спускается немного ниже велюма, на нижнем поле поднимается почти до ковчега. Справа внизу сквозная трещина в доске заделана левкасом полосою от 1 см до 2 см шириной, доходящего до мафория Богоматери. Мелкие утраты и вставки левкаса и воска есть на полях, на фоне иконы и нимбах Богоматери и архангела. Две вставки покрупнее есть на нимбе возле щеки архангела. Нет большие утраты левкаса, обнаруживающие крупнозернистую паволоку, проходят по краям иконы. Ими несколько повреждена киноварная опушка на нижнем поле. Поля, фон и нимбы пестрят гвоздиками от басмы и следами от них.
Поверхность иконы покрыта мелкой сетью кракелюр. Особенно глубокие косые трещины на левкасе имеются на велюме и на фоне под ним. Под правой рукой Богоматери на палатах есть глубокая царапина, повредившая левкас. На гиматии архангела под протянутой рукой небольшое пятно вдавленного левкаса.
От золота фона и нимбов остались лишь незначительные следы. Золотая шрафировка на крыльях архангела, на троне, на мафории Богоматери также сильно утрачена
Иконографически «Благовещение» из троицкого иконостаса представляет один из вариантов «Благовещения» из Троице-Сергиевой лавры (ныне в Государственной Третьяковской Галерее) конца XIV в., отмеченного близостью к византийским памятникам палеологовского стиля. Воздействие иконографического извода этого замечательного произведения на московских художников замечается, несмотря на большие отступления, в «Благовещении» из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле 1405 г. главным образом в деталях архитектуры. Ближе к оригиналу построение архитектуры и позы архангела и Богоматери «Благовещения» из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире 1408 г.
В создании всех трех иконостасов принимал участие Андрей Рублев. Примечательно, что все три варианта из соборов Благовещенского в Кремле (1405 г.), Успенского во Владимире (1408 г.) и Троицкого Троице-Сергиева (1425-1427 гг.) монастыря изображают сошествие св. духа на деву Марию в виде лучей с голубем в круге, исходящих из сегмента, символа небес, тогда как в «Благовещении»» с чертами палеологовского стиля нисхождения св. духа нет (или, быть может, оно не сохранилось?).
Художник «Благовещения» из троицкого иконостаса не повторяет точно ни одного из указанных произведений, а дает свой особый вариант. Он строит композицию более илоскостно, подчиняя действие линейному ритмическому началу, и трактует тему в более спокойном, созерцательном плане, чем художник иконы конца XIV в. Слева, ступая как бы снизу вверх, архангел Гавриил, сделав широкий шаг, приближается к Богоматери. Его правая, далеко отставленная нога опирается в позём в левом нижнем углу иконы, а левая нога согнута в колене, как будто он готов преклониться перед Богоматерью.
Его слишком длинная правая рука протянута к ней с благословляющим жестом. Кисть этой руки занимает как раз центр иконы, четко выделяется на светлом фоне архитектурных кулис (причем от старого рисунка кисти руки остался лишь след санкиря указательного пальца, вся же рука написана заново, вероятно в XVII в.). Такое расположение руки благословляющего архангела не случайно найдено художником, так как слева сверху из темно-зеленого сегмента небес, расположенного у линии ковчега иконы, нисходит острый, как стрела, луч с кружком, в котором заключено изображение св. духа в виде голубя, направленный на склоненную голову Марии и четко выделяющийся на алом фоне велума.
Если продолжить линии движения руки архангела и луча, то они пересекутся как раз у головы Богоматери, указывая, где должен находиться центр внимания зрителя, т. е. на выражение покорного послушания Богоматери изволению духа святого («яко призре на смирение рабы своея». - Евангелие от Луки, гл. 1, ст. 48).
В левой опущенной руке, окутанной гиматием, архангел держит киноварный посох, от которого остались лишь фрагменты. Живопись этой руки хорошей сохранности, и на зеленовато-оливковом ее тоне видны яркие белые блики-оживки, особенно на большом пальце.
На архангеле светло-коричневый прозрачный, жидко написанный гиматий с серовато-голубыми пробелами, особенно светлыми на ткани, облекающей его правую ногу. В пробелах художник соблюдает постепенность перехода от светло-коричневого к серовато-голубоватому тону высветления. Основной тон гиматия плохо сохранился там, где нет пробелов.
Продолжение »
Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:
1) Благовещение -
стр 2 -
стр 3
2) Рождество Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
3) Сретение Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
4) Богоявление -
стр 2 -
стр 3
5) Преображение Господне -
стр 2 -
стр 3
6) Воскрешение Лазаря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
7) Вход в Иерусалим -
стр 2 -
стр 3
8) Омовение ног -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8
9) Тайная вечеря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
10) Раздаяние хлеба -
стр 2 -
стр 3
11) Раздаяние вина -
стр 2 -
стр 3
11) Распятие -
стр 2
12) Жены мироносицы у гроба -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
|
|