|
|
"Вход в Иерусалим". Иконостас Троицкого Собора
|
|
|
|
Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две позднейшие шпонки, загнанные с разных сторон. Верхняя - справа, нижняя - слева, причем несколько наискось, снижаясь вправо. В месте соединения досок над верхней шпонкой имеется небольшое продольное углубление в доске. Внизу это соединение скреплено врезной деревянной планкой.
По верхнему краю имеется ряд мелких трещин и одна глубокая, доходящая до верхней шпонки, скрепленная железной скобой. Внизу также имеются три глубокие трещины, особенно глубока правая, скрепленная S-образной врезной железной скобой. Слева и справа над нижней шпонкой имеется по четыре углубления от винтов, одно углубление от гвоздя. Следы от железных скобок есть и справа. С обратной стороны доска окрашена серой масляной краской. Внизу справа край доски сильно стерт. По торцам доски есть следы от гвоздей и сами гвозди от басмы.
На лицевой стороне иконы слева имеются две сквозные трещины: верхняя, спускаясь, доходит до вершины горок, нижняя, поднимаясь, пересекает ногу одного из апостолов. Утраты левкаса, обнаруживающие доску и частично паволоку, имеются у края верхнего поля слева, затем внизу слева же по краю нижнего поля. По краям полей имеются мелкие утраты левкаса.
Вставки нового левкаса имеются слева в верхнем углу доски. Внизу слева по краю иконы сначала была сделана вставка из потемневшего теперь левкаса, причем вставка шла также по трещине и доходила до ноги апостола. Когда же этот левкас стал осыпаться, были сделаны вновь две вставки, одна из сероватого зернистого левкаса, другая - из гладкого. По правому краю иконы почти сверху донизу идет узкая заделка левкасом, частично также поправленная позднее.
Киноварь опушки внизу сильно стерлась. Мелкими вставками левкаса и следами от гвоздей, прикреплявших басму, пестрят поля, фон иконы и нимб Христа. Золото фона утрачено. Сильно утрачено вохрение ликов, стерты краски на некоторых одеждах.
На переднем плане изображен восседающий на осляти Христос. Его ноги заслонены фигурой осляти. В левой руке он держит свиток, правая с благословляющим жестом покоится на коленях. Полная свободы и достоинства фигура Христа как бы опирается на острый ниспадающий складками конец гиматия и на тонкие, стройные, изящно ступающие передние ноги осляти, отчего создается впечатление воздушности, невесомости его фигуры. Голова Христа обращена назад в сторону апостолов.
Этому движению ритмически вторят гора и древо. Гора мягко вздымается вверх влево уступчатыми и волнистыми скалами. Будучи ритмически связана с гибкими, плавными очертаниями Христа и осляти, она придает их силуэтным изображениям как бы облегченный, возвышенный характер, созвучный тексту Евангелия от Матфея (гл. 21, ст. 4 и 5): «...да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Исайя, гл. 62, ст. 11. Захария, гл. 9, ст. 9).
Как бы светящийся массив горы уводит взгляд зрителя вверх влево, а сильно затененный темно-оливковым тоном горный уступ низводит его к группе из пяти апостолов, сходящих с горы, так как головы идущих сзади расположены выше головы Петра, находящегося непосредственно за Христом. Поворот головы апостола Петра в сторону апостолов вторит обращению к ним Христа и теснее связывает его с ними.
Стремление вперед группы нисходящих апостолов особенно энергично выражено в ускоренно широком шаге двух первых апостолов и в широкой поступи задних ног осляти, но обращение назад Христа и апостола Петра, неспешность шага передних ног животного и склонение вниз его головы, касающейся статически построенной правой части композиции, состоящей из группы встречающего народа и града Иерусалима, приостанавливая это движение, создают впечатление сдержанной силы.
Продолжение »
Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:
1) Благовещение -
стр 2 -
стр 3
2) Рождество Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
3) Сретение Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
4) Богоявление -
стр 2 -
стр 3
5) Преображение Господне -
стр 2 -
стр 3
6) Воскрешение Лазаря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
7) Вход в Иерусалим -
стр 2 -
стр 3
8) Омовение ног -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8
9) Тайная вечеря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
10) Раздаяние хлеба -
стр 2 -
стр 3
11) Раздаяние вина -
стр 2 -
стр 3
11) Распятие -
стр 2
12) Жены мироносицы у гроба -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
|
|