Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Рождество Христово". Иконостас Троицкого Собора

  
Рождество Христово
  

Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две высокие позднейшие шпонки. Верхняя загнана с правой стороны, нижняя - сквозная. Слева над нижней шпонкой есть железная скоба на двух винтах с петлей. Вверху по торцу имеющаяся продольная трещина и место соединения досок скреплены железными скобами. Внизу скобой скреплено только место соединения досок. По краям доски по торцам и с боков видны мелкие медные гвоздики от басмы и следы от них.
Вверху имеется бумажная наклейка с надписью выцветшими чернилами: «Рождество Христа 4-ая икона 3-го яруса».
Сохранность иконы средняя. Внизу слева в месте соединения досок имеется небольшая вставка нового левкаса. Полосой в 1 см шириной она доходит до колен старца, стоящего перед Иосифом. Две вставки есть на нижнем поле справа. По всему краю его имеются утраты старого левкаса и вставки нового, отчего утратилась киноварная опушка, сохранившаяся только на верхнем поле. Небольшие утраты левкаса есть по краям боковых полей. На лицевой стороне иконы на полях, на фоне вверху и на нимбах много следов от гвоздей от басменного оклада. Повреждения от гвоздей, заделанные воском и левкасом, особенно заметны вокруг головы младенца, лежащего в яслях. Небольшие заделки утрат левкаса имеются также на изображении Богоматери (на носу, на левой щеке, на шее, под подбородком, на мафории, на хитоне), а также и на крыле среднего ангела вверху справа. Мелкие заделки левкасом, тонированные при реставрации, встречаются по всей поверхности иконы.
На лицевой стороне иконы сверху донизу слева проходит сквозная трещина в месте соединения досок. В средней части иконы намечается продольная трещина на левкасе. Вверху справа от звезды над первым ангелом также имеется трещина. Кроме того, лик и шею этого ангела пересекает наискось идущая трещина на левкасе. На иконе в пределах ковчега кракелюры незначительные, но на полях их больше, и они глубже и мельче.
Красочный слой иконы во многих местах сильно утрачен: сохранность пробелов на одеждах и высветлений на ликах плохая. Лучше всего сохранились лики пастухов и бабы Самомии. Золото фона, нимбов, на крыльях ангелов, на купели, в одежде Богоматери совершенно утрачено, остались только следы от него.

Действие происходит на фоне желтовато-зеленоватых горок с нежными зеленовато-белыми лещадками (плохой сохранности) и с прозрачными зеленовато-оливковыми притенениями, придающими пейзажу воздушную пространственность и невещественность.
В центре иконы на киноварном ложе изображена полулежащая Богоматерь, окутанная темным красновато-коричневым мафорием (живопись мафория плохой сохранности, во многих местах она утрачена до левкаса и слегка затонирована при реставрации). Богоматерь склоняется вправо, опираясь головой на левую руку и повернувшись в сторону, противоположную от яслей с младенцем. Свободное, непринужденное изящество ее позы и силуэта выражает отдохновение. Очерку ее пропорциональной, не очень удлиненной фигуры мягко и плавно вторят линии красного ложа. Звучный, несколько холодноватый тон его киновари везде на иконе одинаков и празднично вспыхивает на гиматии служанки в сцене купания младенца, на гиматии и тунике у двух славословящих ангелов справа вверху и на развевающемся плаще одного из едущих на конях волхвов слева. Везде этот алый цвет дан в сочетании с прозрачным темно-зеленым тоном, усиливающим его звучность (в местах утраты верхних слоев живописи этот зеленый тон, к сожалению, стал гораздо светлее и слабее первоначального). Розовато-алая киноварь ложа Богоматери хотя и дана на желтовато-прозрачном фоне светлых горок, но справа особенно загорается от соседства с зеленью растений, придавая радостность славословия звучанию колорита всей иконы. Следует заметить, что тон киновари «Рождества Христова»» очень близок к красным одеяниям царей Давида и Соломона и Евы на иконе «Сошествие во ад», где тема радости праздника особенно выразительна. Как правило, цвета в каждой иконе иконостаса очень индивидуальны, и на совпадение тональности следует обращать особое внимание для выявления руки одного и того же мастера.
Киноварные пятна мастера «Рождества Христова» не производят впечатления плоских, так как пригашены кое-где притенениями. У ног и у головы Богоматери ее ложе украшено темно-желтыми нашивками с золотым ассистом, причем у головы это украшение очень фрагментарно.
Вверху вплотную к ложу Богоматери примыкают ясли оливково-зеленоватого тона с младенцем в белых пеленах, перевитых киноварным свивальником, указующим на то, что именно этот младенец является источником радости для людей. Текст Евангелия от Луки (гл. 2, ст. 1, 11, 12) гласит: «И рече им (пастухам.- Н. Д.) ангел: не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людям. ...Яко родися вам днесь Спас яже есть Христос господь, во граде давидове. II се вам знамение: обрящете младенца повита лежаша в яслях».

Продолжение »

Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

  1) Благовещение - стр 2 - стр 3
  2) Рождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  3) Сретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  4) Богоявление - стр 2 - стр 3
  5) Преображение Господне - стр 2 - стр 3
  6) Воскрешение Лазаря - стр 2 - стр 3 - стр 4
  7) Вход в Иерусалим - стр 2 - стр 3
  8) Омовение ног - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8
  9) Тайная вечеря - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5
10) Раздаяние хлеба - стр 2 - стр 3
11) Раздаяние вина - стр 2 - стр 3
11) Распятие - стр 2
12) Жены мироносицы у гроба - стр 2 - стр 3 - стр 4



"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet