Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Богоявление". Иконостас Троицкого Собора

  
Икона Спас (но не "Богоявление")
  

Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две позднейшие шпонки, загнанные с разных сторон. Верхняя из них несколько отошла от края. Над нижней шпонкой слева, выдаваясь за грань иконы, привинчена железная скоба с петлями для крюка.
Вверху имеются четыре больших и три маленьких трещины, причем левая в месте соединения досок заделана врезной деревянной тонкой планкой, шириной примерно 2 см, в длину доходящей до шпонки. Внизу эта трещина заделана подобным же образом. Внизу имеются две трещины (причем правая заделана небольшой деревянной рейкой) и ряд мелких неглубоких трещинок. Обратная сторона доски покрыта серой масляной краской. Слева в нижнем углу доски, в торце небольшое углубление как бы от выжига или другого повреждения. На торцах доски следы от мелких гвоздей. Над верхней шпонкой ветхая наклейка, написанная выцветшими чернилами: «Крещение Господне 4-я икона ...яруса». Живопись иконы очень плохой сохранности (одна из худших). Сильно утрачен и искажен красочный слой. Общее впечатление создается лишь благодаря сохранности рисунка пейзажа и фигур и остаткам некогда интенсивных и нежных красок.
Слева по углам большие утраты левкаса были заменены новым левкасом и дописаны, по-видимому, в XVII в., подобно тому как это было сделано на иконе «Сретения», соседствующей с «Богоявлением» и в углах, непосредственно с ним соприкасавшихся. Верхняя вставка слева: 22 x 16,5 см, нижняя слева: 19 x 20 см. Повреждения, по-видимому, произошли одновременно и от одной и той же причины. Иконы были зачинены и дописаны, так как характер и форма вставок и заделки совершенно одинаковы. Левкас иконы на полях, на фоне и на нимбах сильно поврежден. Он испещрен следами от гвоздей и множеством вставок грубого темного левкаса. Особенно много последних на нижнем поле иконы. Утраты левкаса, обнаруживающие доску, имеются по краям иконы: две вверху слева и по краям левого поля (причем внизу выкрошка довольно значительная).
Киноварная опушка внизу почти не сохранилась, от нее остались в середине лишь незначительные следы. Вверху опушка сильно постерлась, а слева дописана при починке иконы. Золото фона утрачено почти полностью, остались лишь незначительные следы его.

Крещение Христа происходит на фоне светло-зеленых лещадных скал с двумя вершинами с серовато-беловатой дымкой пробелов и светлых бликов. Между скал голубеют воды Иордана. На переднем плане внизу узкая полоса зеленых скал граничит с водами реки, на фоне которой высится стройный, очерченный гибкими линиями силуэт Христа. Гармонический очерк его тела, опоясанного по чреслам белым платом, напоминает фигуры Христа в «Распятиях» XV в., только руки его в этой сцене не распростерты. Правая согнута в локте и покоится на уровне пояса, левая несколько согнута в локте и касается бедра левой ноги.
Тело Христа, несмотря на тонкость и сильную удлиненность рук и ног, не производит впечатления аскетической иссушенности, благодаря округлости всех линий, ширине плеч и нежной моделировке объема, которая, к сожалению, сохранилась фрагментарно и искажена рябинами утрат красочного слоя (по-видимому, от плесени). Живопись плата на чреслах, некогда по-видимому, голубовато-белого, не сохранилась, остался лишь белый силуэт левкасного грунта.
Небольшая голова Христа (плохой сохранности) с пышными волосами с достоинством и грацией покоится на полной шее, общим обликом несколько напоминая звенигородского Спаса. Теплый, прозрачный, розовато-желтый тон высветлений в лепке тела Христа положен на прозрачный же зеленовато-оливковый санкирь подмалевка. Лепка ликов и тела у остальных персонажей, за исключением санкирного подмалевка, почти вся утрачена.
Рисунок правой ступни Христа сделан (первоначально ли?) несколько выше, и от него остался острый очерк носка. Фигура Христа на фоне светло-голубого потока вод Иордана со светлыми косыми штрихами волн композиционно как бы выносится на передний план. Очерк скалистых берегов буквально музыкально ритмически вторит линиям тела Христа, подчеркивая их характерную гибкость и стройность. Христос как бы парит, едва касаясь пальцами ног земли в наиболее широком пространстве вод между расступившимися скалами. Несколько выше на уровне свисающего острым концом плата выступ скалы слева суживает пространство между берегами, а затем оно снова расширяется, причем очерк берега вторит округлости левого бедра Христа. На уровне локтя Спаса берега снова сближаются и вместе с ангелами, склоняющимися справа, как бы подступают к нему, чтобы создать устойчивость для тела в наиболее массивной его части. На уровне плеч поток снова несколько расширяется и затем гибкой линией, вторящей округлости нимба, вздымается вверх и, суживаясь над головой Христа, скрывается за правой скалой, которая подхватывает его волнообразное движение вверх, в правый верхний угол иконы.
Этот ритм круглящихся (слева) и спрямленных линий (справа), будет ли он рассматриваться сверху вниз или снизу вверх, одинаково создает впечатление нежного движения, любовно объемлющего Христа. Воздушная голубизна вод сильно утрачена, но живопись лучше сохранилась вверху справа.

Продолжение »

Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

  1) Благовещение - стр 2 - стр 3
  2) Рождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  3) Сретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  4) Богоявление - стр 2 - стр 3
  5) Преображение Господне - стр 2 - стр 3
  6) Воскрешение Лазаря - стр 2 - стр 3 - стр 4
  7) Вход в Иерусалим - стр 2 - стр 3
  8) Омовение ног - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8
  9) Тайная вечеря - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5
10) Раздаяние хлеба - стр 2 - стр 3
11) Раздаяние вина - стр 2 - стр 3
11) Распятие - стр 2
12) Жены мироносицы у гроба - стр 2 - стр 3 - стр 4



Реклама:
»  Квартира в Казани снять на долгий срок.  ;
»  Кованый забор для клумбы "Кузница Ковка на заказ".

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet