Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Распятие Христа". Иконостас Троицкого Собора

  
Икона Спас (но не "Распятие")
  

Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две поздние громоздкие сквозные шпонки, загнанные с разных сторон. По концам шпонки сильно стесаны, особенно слева.
В месте соединения досок есть трещина, вверху заделанная тонкой рейкой шириною 3-4 см. Под верхней шпонкой и ниже ее трещина в доске заделана такой же, но узкой рейкой, а внизу когда-то была проклеена холстиной с ромбовидным узором. Вверху и внизу по торцам трещина скреплена железными скобами. Слева внизу под шпонкой рядом с трещиной в месте соединения досок есть еще трещина, скрепленная тонкой, широкой рейкой и железной скобой, вбитой прямо в икону, не по торцу, а с тыловой стороны доски. Короткие трещины имеются также внизу справа у края иконы.
В верхнем правом углу доски есть углубление от выпавшего сучка, а несколько ниже около края доска повреждена тем, что часть ее отщеплена. Такое же повреждение есть и под верхней шпонкой справа. Над нижней шпонкой есть две железные скобы с петлей для крюка. Нижние углы иконы сильно стерты.
С обратной стороны икона окрашена серой масляной краской. По торцам иконы имеются гвозди от басменного оклада и многочисленные следы от них.
Икона фрагментарна, и сохранность ее плохая. От древней живописи сохранились лишь фигуры предстоящих кресту: Богоматери, трех жен (слева) и апостола Иоанна и Логгина Сотника (справа), а также местами древний левкас фона со следами золота и небольшие фрагменты, по-видимому, стены Иерусалима.
Вся средняя часть композиции полностью утрачена. Два ангела вверху по сторонам креста, крест с телом распятого Христа, Голгофа и пещера с головой и костями Адама ремесленно написаны позднее, в основном в XVIII в., но есть и фрагменты XVII и XIX вв.
В средней части иконы сверху донизу идет большая позднейшая вставка левкаса шириною от 2,5 см., местами расширяющаяся до 24 см. Слева вставка искажает контур фигуры жены, ближайшей ко кресту. Разновременными меньшими вставками испещрены повсюду фон и поля иконы, причем лучше все же сохранился древний фон в правой ее части.
Слева кресту предстоит группа, состоящая из Богоматери и трех жен за нею («При кресте Иисуса стояли матерь его и сестра матери его, Мария Клеопова и Мария Магдалина».- Ев. от Иоанна, гл. 19, ст. 25). Они слиты воедино общностью силуэта так же, как это сделано мастером и в группе жен в композиции «Жены мироносицы у гроба». Для обоих произведений характерны также стройность удлиненных фигур с небольшими головами и очень маленькими руками и изысканность неяркого колорита с повторяющимися в обоих произведениях цветовыми сочетаниями.
Хрупкая фигура Богоматери, стоящая на переднем плане в центре группы жен, выделяется нимбом и темными одеждами. Замечательно сдержанное движение, передающее крайнее смятение скорби. Левая рука ее в испуге от увиденного поднесена к щеке. Она как бы готова упасть и, нуждаясь в поддержке, оперлась правой рукой на левую руку обернувшейся к ней и обнимающей ее жены. Склонилась к ней и средняя жена, у которой видна только голова. Ее очерк ритмически вторит склонению первой жены.
С другой стороны за Богоматерью твердо стоит третья из жен, нежно и в то же время мужественно поддерживая ее за плечо правой рукой и как бы противостоя скорбному склонению двух других жен. Ее изображение очень схоже с Саломеей в композиции «Жены у гроба», т.е. старшей из жен, стоящей ближе всех ко гробу.
К сожалению, лик Богоматери не только утрачен, но и искажен записью Головы жен и их обнимающие и поддерживающие руки образуют движение по кругу, в центре которого заключен нимб, голова и погрудное изображение Богоматери, что заставляет зрителя остановить особое внимание на ее душевном состоянии.
На Богоматери лиловато-коричневый мафорий с золотой оторочкой, из-под которого видна поздняя запись синего чепца, через которую местами просвечивает его первоначальный зеленоватый тон. На темно-зеленом хитоне Богоматери более светлые пробела почти утрачены. Правая из жен, схожая с Саломией в «Женах у гроба», облачена так же, как и последняя, в зеленый мафорий не очень густого тона и светлый зеленовато-желтый хитон. Линии ее фигуры вторят очерку фигуры Богоматери, создавая впечатление слитности группы предстоящих.

Продолжение »

Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

  1) Благовещение - стр 2 - стр 3
  2) Рождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  3) Сретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  4) Богоявление - стр 2 - стр 3
  5) Преображение Господне - стр 2 - стр 3
  6) Воскрешение Лазаря - стр 2 - стр 3 - стр 4
  7) Вход в Иерусалим - стр 2 - стр 3
  8) Омовение ног - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8
  9) Тайная вечеря - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5
10) Раздаяние хлеба - стр 2 - стр 3
11) Раздаяние вина - стр 2 - стр 3
11) Распятие - стр 2
12) Жены мироносицы у гроба - стр 2 - стр 3 - стр 4



"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet