Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Раздаяние вина". Иконостас Троицкого Собора

  
Икона Спас (но не "Раздаяние вина")
  

Икона писана на липовой доске. Доска рубленая. С обратной стороны имеются две шпонки, загнанные с разных сторон, причем нижняя сквозная. По концам шпонки стесаны. Шпонки уже, чем позднейшие на других иконах, и, видимо, ближе по размерам к древним шпонкам. Внизу у края доски есть сучок, который сильно выкрошился. Справа под верхней шпонкой имеется глубокое отверстие от выпадения сучка, а также глубокая трещина, идущая наискось, которая разорвала паволоку и левкас на лицевой стороне иконы (слева), образовав небольшую выпуклость. Места разрыва заделаны левкасом.
Справа в верхней части доска несколько покороблена. Вверху справа имеется сквозная трещина, по торцу скрепленная железной скобой, а с оборотной стороны иконы заделанная тонкой деревянной рейкой. Под шпонкой эта трещина, непрерывная с лицевой стороны, на обороте прерывается и продолжается снова, несколько отступая вправо, почти до нижней шпонки. Заделана она также тонкой рейкой.
Над верхней шпонкой по бокам имеются два глубоких отверстия от винтов. Над нижней шпонкой слева железная скоба на двух винтах с петлей для крюка, справа у самой шпонки имеются углубления от двух винтов. Доска с оборотной стороны окрашена темной масляной краской. Нижние углы иконы сильно постерты. Вверху справа в торец иконы вбиты три гвоздя, которые, пройдя насквозь, остриями вышли с обратной стороны иконы. Такие же острия гвоздей вышли справа, с краю над нижней шпонкой. По торцам иконы есть гвозди и следы от них от басменного оклада.
Сохранность иконы средняя, так как сильно утрачены верхние слои живописи. В верхней части иконы имеются две трещины, задевающие киворий (справа) и средние палаты (справа). Они заделаны левкасом, по которому частично дописана архитектура. Необычные трещины, образующие прямоугольник, имеются внизу слева на поземе и частично на престоле (примерная длина вставок по трещинам: правая 20,5 см, левая - 22,5 см). По краям боковых полей идут заделки новым левкасом. Большая часть нижнего поля также занята разновременными вставками левкаса. Поля и фон иконы пестрят заделками из мастики, имеющими различные расплывчатые формы. Золото фона и нимбов сильно утрачено. На верхнем поле частично сохранилась, а частично дописана полоса киноварной опушки. Небольшие вставки левкаса имеются на архитектуре и фигурах апостолов, например: на груди, на одежде второго слева апостола, несколько ниже на спине, на одежде Павла, на поземе между ног Павла, на архитектуре между головами других апостолов, юного и обращающегося назад, у лика крайнего справа апостола, на голове обращающего назад и т. д. Следы гвоздей от басмы имеются по всей иконе.
В композиции «Раздаяние вина» отражено совершенно иное отношение к изображаемому таинству, чем в композиции «Раздаяния хлеба». Слева под сенью кивория стоит хрупкая фигура Христа, заботливо склоняющегося к группе апостолов, устремляющихся к принятию даров. На нем лиловато-коричневый темный хитон (верхний слой краски местами утрачен и виднеется красноватый подмалевок). На плече Христа в соответствии с наклоном его фигуры дана полоса золоченого клава (с ассистом). Цвет гиматия был, по-видимому, зеленовато-голубой, теперь же даже цвет подмалевка уловить трудно. В маленьких руках (в противоположность крупной фигуре Христа с большими руками в композиции «Раздаяние хлеба») Христос держит небольшой с золотым ассистом сосуд с узким горлышком, к которому, вытянувшись, сильно закинув голову назад, припадает губами апостол Павел. Изящно ступая на концы пальцев ног, он протягивает к Христу руки, покрытые гиматием.
В композиции «Раздаяние хлеба» апостол Петр гораздо проще принимает дары не покровенными руками и склоняясь приникает ликом к руке Христа.
Острый конец красновато-коричневого гиматия с голубыми пробелами ниспадает с рук апостола Павла до его колен. В его рисунке выражена легкость взлета, тогда как свисающий конец гиматия у апостола Петра в «Раздаянии хлеба» как бы тянет его фигуру книзу. Красочный слой гиматия Павла сильно утрачен, но, видимо, он все же, хотя и был темнее, близок цвету мафория левой с краю жены в композиции «Жены у гроба». Хитон у Павла того же цвета, что гиматий у Христа, т.е. зеленовато-голубой. Фигура Павла дана в профиль, а у остальных апостолов - в три четверти, отчего скрадывается ширина плеч и подчеркивается хрупкость и изящество и без того чрезвычайно удлиненных пропорций.
На втором плане, стоя несколько выше апостола Павла и за его спиной, сильно склонившись вперед, ожидает своей очереди юный апостол в светлом желтовато-красноватом одеянии с легкими лиловатыми пробелами. Его руки, также покровенные гиматием, готовы к принятию даров. Особенно примечательно его лицо. Если в композиции «Раздаяния хлеба» наибольшую выразительность имеет лицо Петра, то здесь отношение к таинству особенно характерно выражено в липе этого юного апостола. Вытянув шею, полуоткрыв рот, он со страхом самозабвенно смотрит на сосуд, из которого пьет Павел. Его лицо жаждущего кажется искаженным от напряжения и внутреннего волнения. Пышные волосы юноши не закрывают его высокого лба. Гибкая линия шеи и спины сильно подчеркнута и продолжена в очерке фигуры апостола-старца, стоящего на переднем плане, непосредственно за Павлом.

Продолжение »

Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

  1) Благовещение - стр 2 - стр 3
  2) Рождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  3) Сретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  4) Богоявление - стр 2 - стр 3
  5) Преображение Господне - стр 2 - стр 3
  6) Воскрешение Лазаря - стр 2 - стр 3 - стр 4
  7) Вход в Иерусалим - стр 2 - стр 3
  8) Омовение ног - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8
  9) Тайная вечеря - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5
10) Раздаяние хлеба - стр 2 - стр 3
11) Раздаяние вина - стр 2 - стр 3
11) Распятие - стр 2
12) Жены мироносицы у гроба - стр 2 - стр 3 - стр 4



Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet