Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Преображение Господне". Иконостас Троицкого Собора

  
Икона "Преображение"
  

Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две позднейшие шпонки. Нижняя загнана с правой стороны, причем конец ее отстоит на 6-7 см от края. Верхняя шпонка загнана слева, она почти сквозная, причем при забивании ее древняя доска был повреждена, так как кусок доски отщеплен, но еще не отломан.
На доске имеются две большие трещины, левая из них в месте соединения досок сквозная и заделана врезными пластинками и рейками, а внизу склеена тонким холстом. По торцам трещина скреплена широкими железными скрепами. Правая трещина вся проклеена грубым холстом.
С обратной стороны икона окрашена серой масляной краской. Над нижней шпонкой слева имеются два отверстия от винтов. По-видимому, здесь была железная скоба, такая же, как и на других иконах. Над верхней шпонкой есть остатки ветхой бумажной наклейки с надписью чернилами: «Преображ... икона левой......3-го яруса». Торцы доски испещрены мелкими гвоздиками от басмы и следами от них. Красочный слой иконы очень плохой сохранности. С лицевой стороны, кроме сквозной трещины, справа в месте соединения досок, имеется небольшая трещина слева на нижнем поле. Большие утраты левкаса, обнаруживающие доску и паволоку, имеются: вверху (в углу) и внизу правого поля, около середины на верхнем поле и по краю нижнего поля. Большие вставки темного грубого позднейшего левкаса имеются в правом верхнем углу, одна из них несколько искажает контур спины Моисея. На ней видны остатки желтой позднейшей краски. Размер примерно 23 x 24 см. Грубые вставки левкаса занимают большую часть боковых и нижнего полей. На одежде Христа справа у пояса овальная вставка, а мелкие заделки темным левкасом имеются на фоне и полях иконы, испещренных, кроме того, следами от басменных гвоздей. Слева за спиною Илии на уровне пояса выступает восковая вставка квадратной формы, а крупные левкасные вставки искажают контур его фигуры. Поверхность иконы покрыта сетью кракелюр, особенно заметных на полях и на фоне. Следы древней киноварной опушки сохранились лишь на верхнем поле слева.

«Преображение» из Троицкого иконостаса в основном следует краткому иконографическому изводу, т.е. художник не изображает среди гор небольших сцен восхождения Христа и трех апостолов на гору Фавор и нисхождения их с горы после преображения Христа и явления пророков Илии и Моисея.
Больше половины иконы занимают светлые прозрачные, очень жидко написанные лещадные скалы горы Фавор с тремя маленькими темно-зелеными кустиками растений. На переднем плане, имея основание во всю ширину средника иконы, возвышается желтовато-зеленоватая гора с отсветами более светлого тона, уступчато суживающаяся кверху. Светлые блики и оливково-зеленые прозрачные тени, расположенные с правой стороны уступов, свидетельствуют, что именно эта средняя возвышенность гор наиболее освещена светом, исходящим от белых риз Христа, стоящего на ее вершине в ореоле некогда голубых сфер и пятиконечной звезды. Слава Христа представляет три кольца: внешний светло-голубой, второй - темно-голубой, средний -темно-синий. Некоторое представление о первоначальном цвете дают фрагменты у ног Христа и слева внизу между Христом и Илией. Голубой цвет искажен потемневшей олифой. О красоте колорита сфер, благодаря фрагментам, можно судить по славе, окружающей Христа в композиции «Сошествие во ад», близкой по тонам к славе «Преображения». По незначительным фрагментам можно догадываться, что пятиконечная звезда была светлой голубой, как внешнее кольцо сферы, но теперь она представляет зеленовато-оливковую поверхность, по-видимому, позднейшей записи, неровную и рябоватую.
Круг славы несколько срезан вверху ковчегом иконы, а внизу - вершиной горы.
У пятиконечной звезды нижнее острие и два нижних боковых острия равновелики, а два верхних, которые вздымаются за плечами Христа наподобие крыльев, значительно уже и острее, что придает легкость и устремленность вверх хрупкой, очень удлиненной его фигуре.

Продолжение »

Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

  1) Благовещение - стр 2 - стр 3
  2) Рождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  3) Сретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  4) Богоявление - стр 2 - стр 3
  5) Преображение Господне - стр 2 - стр 3
  6) Воскрешение Лазаря - стр 2 - стр 3 - стр 4
  7) Вход в Иерусалим - стр 2 - стр 3
  8) Омовение ног - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8
  9) Тайная вечеря - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5
10) Раздаяние хлеба - стр 2 - стр 3
11) Раздаяние вина - стр 2 - стр 3
11) Распятие - стр 2
12) Жены мироносицы у гроба - стр 2 - стр 3 - стр 4



"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet