Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Омовение ног". Иконостас Троицкого Собора

  
  

Икона писана на липовой рубленой доске. С оборотной стороны имеются две позднейшие шпонки, загнанные с разных сторон: верхняя - слева, нижняя - справа, причем обе шпонки несколько не доходят до конца пазов. Верхняя шпонка, более узкая, видимо, ближе к старым пропорциям и, может быть, прямо загнана в старый паз. Нижняя шпонка несколько шире верхней. Обе они, как и все позднейшие шпонки описываемых икон, выдаются над поверхностью доски, но не вследствие того, что доски покоробились, а от большей или меньшей толщины самих шпонок.
Вверху и внизу место соединения досок проклеено кусками старой холстины с узором из ромбов, включенных один в другой. Вверху па торце место соединения досок скреплено железной скобой. Над нижней шпонкой с обеих сторон имеются две железные скобы с петлями для крюков. Доска внизу сильно стерта. По нижнему краю нанесено несколько глубоких зарубок. Под верхней шпонкой с обеих сторон имеются два глубоких отверстия от винтов. Вверху слева доска несколько сколота. На торцах доски мелкие гвозди от басмы и следы от них. Кроме того, справа и слева на верхнем торце имеются по два больших углубления от больших гвоздей.
С обратной стороны доска окрашена масляной темно-серой краской.
Красочная поверхность иконы сохранности средней. Поля иконы покрыты новым левкасом, по-видимому, в XVII в. Этот левкас покрыт густой сетью мелких кракелюр. На нем следы позолоты, а по краям - киноварной опушки, полосы которой несколько уже древних опушек и цвет их киновари значительно менее интенсивен, чем у древних опушек. Эти поновленные поля также неоднократно чинились. Наиболее значительные вставки имеются внизу на правом и нижнем полях. Вставка на правом поле из грубого желтоватого левкаса находится на уровне возвышения, на котором сидят апостолы, над ней во всю ширину поля большая вставка достигает уровня головы второго снизу апостола, внизу справа она сужается и переходит, снова расширяясь, на нижнее поле, занимая более половины его ширины и доходя до середины в длину поля. Эти вставки из белого плотного позднего левкаса тонированы при реставрации Левкас древнего фона с остатками позолоты выделяется светлыми пятнами на фоне многочисленных позднейших заделок. Особенно темнят фон и портят общее впечатление многочисленнейшие заделки из мастики грязно-желтого тона. Ею не только заполнены места утрат, но также затерты целиком особо неустойчивые места левкасного грунта. В верхнем левом углу иконы на фоне левкаса, современного тому, который имеется на полях и протертого вышеупомянутой мастикой, выступают три белых вставки позднейшего левкаса, тонированного при реставрации, и два сероватых пятна более грубого, также позднего левкаса. Правее находится небольшая миндалевидная вставка нового левкаса на фоне заделок мастикой и древнего левкаса. Еще правее, начинаясь у линии ковчега иконы, спускается узкой изгибающейся полосой почти до зеленой стены архитектуры вставка из того же позднейшего тонированного левкаса, в основном на фоне старого.
На верхнем поле имеются две вставки - одна над киворием, другая правее. Несколько небольших вставок есть на фоне справа около средней возвышенной части архитектуры. Большая вставка желтого грубого левкаса есть в верхнем правом углу иконы, слева с ней граничит небольшая вставка, по диагонали срезающая верхнюю часть прямоугольной башни с темным окном. Обе они занимают площадь в 19 X 12 см. На этой последней вставке есть следы позолоты фона и живопись, восстанавливающая отчасти старый рисунок архитектуры, только более грубым серо-зеленым тоном.
Сходные заделки производились, по-видимому, в XVII в. (1635 г.) и имеются также на иконах «Сретения» и «Богоявления». Узкая вставка левкаса пересекает вдоль все изображение в месте соединения досок. Маленькая вставка имеется на одежде на спине апостола Петра. Мелкими вставками пестрит нимб Христа, ими же искажена живопись его головы. Особенно пострадала правая часть лика, нижняя половина бороды, шея у ворота и волосы. При наложении нового левкаса на поля иконы оказались частично срезанными вдоль стена архитектуры, фигура Христа (ниже пояса), позем, а также часть ступни правой его ноги, причем старые контуры были приблизительно верно восстановлены в то же время.
Мелкие заделки левкасом и мастикой имеются на одежде Христа около шеи, узкая полоса на груди, затем около пояса под правой рукой и еще на одежде, несколько ниже и левее от этой последней. Красочный слой одежды Христа сильно стерт, и во многих местах (на рукаве, на груди, справа спереди под белой перевязью и внизу у правой ноги) проступают следы красноватого тона позднейшей записи. Кроме того, места утрат тонированы также темно-коричневым тоном при реставрации иконы.

Продолжение »

Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

  1) Благовещение - стр 2 - стр 3
  2) Рождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  3) Сретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
  4) Богоявление - стр 2 - стр 3
  5) Преображение Господне - стр 2 - стр 3
  6) Воскрешение Лазаря - стр 2 - стр 3 - стр 4
  7) Вход в Иерусалим - стр 2 - стр 3
  8) Омовение ног - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8
  9) Тайная вечеря - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5
10) Раздаяние хлеба - стр 2 - стр 3
11) Раздаяние вина - стр 2 - стр 3
11) Распятие - стр 2
12) Жены мироносицы у гроба - стр 2 - стр 3 - стр 4



"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet