|
|
"Раздаяние хлеба". Иконостас Троицкого Собора
|
|
|
|
Икона писана на липовой рубленой доске. С оборотной стороны имеются две врезные шпонки позднейшего времени. Шпонки сосновые, чрезвычайно громоздкие, широкие и высокие. Они сквозные, но загнаны с разных сторон. По концам они сильно стеснены почти до уровня доски. Слева, начиная почти с середины высоты иконы, в доске имеется большое углубление, образованное тем, что часть доски была сколота и отломана возле сучка, затем это углубление выровняли и закрасили, как и всю икону, темной масляной краской. Небольшие отщепы доски имеются слева вверху над и под верхней шпонкой.
Углы иконы сильно постерты, а боковые края несколько стесаны. Слева над верхней шпонкой и между шпонками проходит глубокая трещина, идущая наискось и заделанная деревянной рейкой, а вверху по торцу скрепленная железной скобой. Место скрепления досок внизу заделано тончайшей реечкой, а по торцу скреплено также железной скобой. Кроме того, снизу слева под нижней шпонкой имеется еще одна глубокая трещина. Над нижней шпонкой с обеих сторон на четырех винтах прикреплены железные скобы с петлями для крюков. Вверху под верхней шпонкой с обеих сторон есть углубления от больших винтов. Слева внизу на лицевой стороне часть угла отломана.
По торцам и бокам иконы гвозди от басмы и следы от mix.
Сохранность живописи средняя. Вставки позднего левкаса идут узкими полосами по краям боковых полей, на нижнем поле они столь значительны, что занимают снизу большую часть его. Справа вставка, начинаясь на нижнем поле, поднимается вверх, переходя отчасти на изображение престола, закрывая трещину. Несколько левее середины вдоль всей иконы проходит широкой полосой в 3 см вставка левкаса в месте соединения досок.
Причем по ней дописаны: левый угол куба, на котором стоит небольшая колонна, голова апостола, стоящего за Петром и Андреем (голова этого юного апостола написана ниже, чем она была в древности, так как фрагменты первоначального изображения головы видны но бокам позднейшей вставки), часть хитона и правой ноги апостола Петра; по-видимому, две последние дописи относятся к началу XVIII в. Левкасом и частично мастикой заделана правая трещина, идущая вдоль почти всей иконы (сверху до низа престола). Кроме того, многие утраты левкаса, заделанные желтовато-серой мастикой, расплывчатыми пятнами имеются на полях и фоне иконы.
Мелкие вставки левкаса сделаны па фоне около капители левой колонны кивория, на нимбе Христа, на сени кивория, на фоне под сенью, на фоне возле левого плеча Христа, на передней колонне кивория справа внизу, на поземе у ног апостола Петра, на его гиматии возле рукава сзади стоящего апостола, на фоне над головой апостола Петра, искажающие контур его головы, на архитектуре перед ликами стоящих сзади апостолов и на одежде юного, второго слева апостола.
На полях, на фоне и нимбе Христа есть следы от гвоздей от басмы. Золото фона и нимба утрачено, остались лишь следы от него. Полоса киноварной опушки сохранилась лишь вверху.
Справа, под сенью кивория стоит скромная фигура Христа в темном красновато-коричневом хитоне с розоватыми пробелами (плохой сохранности). На правом рукаве сохранился фрагмент клава с золотым ассистом. С левого плеча простыми спокойными складками ниспадает темный зеленовато-голубой гиматий с едва заметными остатками легких светло-зеленых пробелов. Рисунок мягких притенений сохранился лучше. Сень кивория, простой расплывчатой формы, напоминающая каравай хлеба, дана темно-коричневым тоном и поддерживается незатейливыми того же цвета колоннами с зеленовато-голубыми (как гиматий Христа) капителями с простым рисунком.
За киворием фон снизу до уровня капителей колонн окрашен в темноватый зеленовато-коричневый тон (сильно разреженный благодаря утратам). Этот Цвет, дающий ощущение глубины, мягко стушевывает силуэты Христа и колонн. Только под куполом кивория некогда просвечивало золото фона. Христос, почти до пояса заслоненный выступающим вперед престолом кубической формы, в ярко-алой киноварной одежде с темно-охряной каймой с фрагментами золотого ассиста. С боков киноварь престола притушена легкими тенями и налетом белильных пробелов (употребляемых на киновари мастерами «Рождества Христова», «Тайной вечери» и «Сошествия во ад»).
Верх престола желтовато-красного тона покрыт резковатыми, примитивного рисунка пробелами. Простоватость престола в «Раздаянии хлеба» контрастирует с утонченным изяществом престола в «Раздаянии вина». На престоле стоит коричневый, округлой формы с прямоугольным основанием сосуд с золотым ассистом; в нем круглые беловатые хлебы. Христос берет их левой рукой, а правая протянута к Петру.
Некоторая застылость позы Христа, склонение его головы и выражение липа с остановившимся взглядом прекрасно передают его глубокую задумчивость и как бы некую рассеянность. Спокойствие и необдуманность его позы и трогательная простота стоящих апостолов придают этой некогда торжественной композиции особую задушевную прелесть. Колонна кивория, перед которой стоит Христос, задерживает внимание зрителя, отмечая главный момент действия.
Апостол Петр с глубоким чувством доверия и благодарности приникает щекой к руке Христа. Обеими руками с чрезвычайной осторожностью и благоговением он принимает дары, хлеб. Во всем его типично русском облике (не противоречащем, однако, строго отстоявшимся чертам византийской иконографии Петра) поражает выражение простосердечной веры и спокойная трезвость отношения к таинству, как к чему-то вещественно и осязательно существующему. Как будто это таинство живет для него в понятии милостыни, в подаче нищему реального хлеба.
Продолжение »
Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:
1) Благовещение -
стр 2 -
стр 3
2) Рождество Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
3) Сретение Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
4) Богоявление -
стр 2 -
стр 3
5) Преображение Господне -
стр 2 -
стр 3
6) Воскрешение Лазаря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
7) Вход в Иерусалим -
стр 2 -
стр 3
8) Омовение ног -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8
9) Тайная вечеря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
10) Раздаяние хлеба -
стр 2 -
стр 3
11) Раздаяние вина -
стр 2 -
стр 3
11) Распятие -
стр 2
12) Жены мироносицы у гроба -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
|
|