|
|
"Воскрешение Лазаря". Иконостас Троицкого Собора
|
|
|
|
Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две-шпонки, загнанные с разных сторон. Верхняя узкая древняя загнана справа, нижняя поздняя - загнана слева. Над нижней шпонкой слева имеется железная скоба на двух винтах» с петлей для крюка. В месте соединения досок имеется сквозная трещина, сверху заделанная деревянной узкой рейкой и вплоть до нижней шпонки некогда проклеенная холстом, от которого вверху остались лишь следы.
Вверху трещина скреплена железной скобой. Над верхней шпонкой и непосредственно под ней в доске по сквозной трещине имеется углубление, дерево сколото, видимо, когда загонялась рейка. Справа вверху в доске есть сучок и в нем углубление.
По верхнему краю имеются еще четыре трещины, из которых одна двойная наискось выходит на лицевую сторону иконы. С обратной стороны одна из трещин проклеена холстом, теперь разорвавшимся. Внизу справа есть сквозная трещина, заделанная узкой рейкой. Три мелких трещины имеются также и слева.
Доска с обратной стороны окрашена серой масляной краской.
Вверху ветхая бумажная наклейка с надписью выцветшими чернилами: «Воскрешение Лазаря 5-я икона левой стороны 3-го яруса».
По торцам иконы медные гвоздики от басмы и следы от них.
Вдоль всей иконы в месте соединения досок проходит сквозная трещина. Другая трещина слева внизу доходит, поднимаясь вверх до одежды апостола Петра, пересекая голову припавшей к ногам Христа Марии. Кроме того, на нижнем поле есть еще две небольшие трещины. На верхнем поле слева есть три небольшие трещины и одна глубокая пересекает поле. Вверху в доске в месте этой трещины образовалось углубление, так как доска несколько выкрошилась.
Утраты левкаса, обнаруживающие доску и частично паволоку, имеются: по краю верхнего поля пять небольших выкрошек, на нижнем поле - шесть выкрошен. Имеются небольшие утраты левкаса по краям боковых полей, причем внизу на правом поле утрачен не только левкас, но несколько повреждена и сама доска. На полях иконы есть разновременные вставки левкаса.
Крупные вставки желтоватого гладкого левкаса имеются слева во всю ширину верхнего поля, постепенно сужаясь к краю, затем две вставки на левом поле по краям, внизу большая вставка занимает весь левый угол, сужаясь затем к краю и проходя по всему нижнему полю. Полосой шириною в половину поля она заходит вправо, распространяясь на весь правый нижний угол, и переходит узкой полосой на край правого поля.
Вставок крупнозернистого сероватого левкаса всего три - одна по краю верхнего поля справа, разъединенная на две части выкрошкой левкаса, и две внизу: одна по краю нижнего поля, другая - в середине этого же поля. Незначительные заделки этим же левкасом имеются и в других местах.
Третий вид заделок левкасом, самый ранний, представляет собою темные грязновато-желтые вставки с неровными краями на верхнем и нижнем полях, которые со временем осыпались в большей своей части и были частично заменены ранее описанными вставками ровного желтого и серого зернистого левкаса.
Различными мелкими вставками, следами от гвоздей и самими гвоздями от басмы пестрят поля, нимбы и фон иконы. Следы киноварной древней опушки сохранились лишь справа на верхнем поле. Золото фона утрачено. Поверхность древнего левкаса отличается от других икон своей необыкновенной белизной и непрозрачной плотностью.
Красочный слой иконы плохой сохранности. Использование при реставрации позднейших записей и тонировка утраченных мест сильно искажают колорит иконы.
Действие композиции «Воскрешение Лазаря» происходит на фоне серовато-зеленых мутноватого тона горок с белыми лещадками. Цвет горок кажется зеленее первоначального и менее воздушным от тонировок, сделанных при реставрации. Двумя вершинами горки вздымаются вверх справа и слева, склоняясь вправо (графья правой вершины не совпадает вверху с окончательным ее рисунком, сделанным на 1 и 2 см выше уровня, намеченного графьей).
Из-за горы между ее вершин виднеются красновато-коричневая прямоугольная башня е окном, с полукруглым завершением, и стены града со следами тонкого рисунка и пробелов (красочный слой архитектуры сильно утрачен и тонирован зеленовато-желтым тоном). Цвет стены, виднеющейся под склонением правой вершины, по-видимому, не сохранился и является позднейшей записью плотным рыжеватым тоном, который не употребляли мастера троицкого иконостаса и который был использован при реставрации от позднейшей записи.
Затенения горок и стен даны очень слабо, отчего они кажутся более плоскостными и менее воздушными, чем пейзаж и архитектура на других иконах праздничного ряда. Вертикали граней башни останавливают внимание зрителя на стройной фигуре Христа, выделяющегося нимбом и волнистой линией силуэта на светлом фоне горы и одежды апостола Петра, стоящего рядом.
Продолжение »
Иконы иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:
1) Благовещение -
стр 2 -
стр 3
2) Рождество Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
3) Сретение Христово -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
4) Богоявление -
стр 2 -
стр 3
5) Преображение Господне -
стр 2 -
стр 3
6) Воскрешение Лазаря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
7) Вход в Иерусалим -
стр 2 -
стр 3
8) Омовение ног -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8
9) Тайная вечеря -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
10) Раздаяние хлеба -
стр 2 -
стр 3
11) Раздаяние вина -
стр 2 -
стр 3
11) Распятие -
стр 2
12) Жены мироносицы у гроба -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
|
|