Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава первая - Ранняя иконопись XII-XIII веков

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Архангел Златые власы. XII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Склоненный лик ангела выдает его происхождение из Деисусного ряда, где все участники композиции благоговейно предстоят перед Христом. С редким вдохновением художник передал настроение душевной теплоты. Светящийся любовью ангельский лик восточного, греческого типа с преувеличенно огромными глазами и широкими дугами бровей заставляет осознать утерянный человеком дар чистого, благодатного участия. Письмо волос золотыми нитями, подобное живописному решению «Спаса Нерукотворного», напоминает о свете вечности, воплощенном в прекрасном небожителе.

Царица Преблагая

В конгломерате Богородичных сюжетов тема почитания наиболее впечатляюще выражается в образах «тронной Владычицы», разделяющей с Сыном Божественную славу. Церковное песнопение, сочиненное прославленным поэтом-гимнографом Косьмой Маюмским, величает Марию как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», вознося ее выше ангельского чина. Прототипом таких «царственных» изображений Богоматери послужили сюжеты поклонения мудрецов-волхвов, приносящих дары Младенцу, сидящему на руках Марии, известные еще в катакомбной живописи первых веков христианства. С течением времени волхвы стали замещаться святыми, что не изменяло основного образного стержня. В Акафисте, хвалебном богослужении Богоматери, также упомянута «тронная» метафора: «Радуйся, яко еси царево седалище». Не получивший большого распространения в древнерусской иконописи, этот сюжет стал необычайно любимым в Италии и других странах Западной Европы.

Богоматерь Толгская (Большая). XIII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В названии иконы прочитывается место ее происхождения - Толгский монастырь близ Ярославля. Эта большая икона - измененный список с чудотворного поясного образа, «явленного» епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору, сподвижнику митрополита Петра, канонизированного церковью. Его стараниями была создана икона, запечатлевшая дивное видение, и сооружен на месте явления монастырь. Сохраняя иконографическую канву и подбор цветовой гаммы исходной иконы, художник создал иной образ - торжественно-державный. Большая икона воспроизводит тип изображения «Умиление», когда Младенец прижимается к Матери, обнимая Ее за шею.

Богоматерь Свенская. Ок. 1288. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта икона также относится к монастырским реликвиям. Ее появление было отмечено чудом: явленная слепому черниговскому князю Роману Михайловичу, она исцелила его. Благодарный князь поместил икону в специально построенном на знаменательном месте Успенском Свенском монастыре. Позднее она была истребована царем Иваном Грозным в Москву, пышно украшена, но затем возвращена в родную обитель. Иконографический тип Богоматери, держащей Младенца прямо перед собой, был известен в Византии как «Кипрская». Здесь он дополнен изображениями основателей Киево-Печерского монастыря Антинием и Феодосием.

Новгородская живопись

Византийская живопись, высокий авторитет которой был освещен устойчивой культурной традицией, пользовалась на Руси глубоким уважением. Княжеские дворы, митрополичьи резиденции представляли сферы интереса в первую очередь именно к живописи византийского круга. Кроме того, посадские новгородские иконописцы имели возможность знакомиться с романским искусством Западной Европы, а также иконописью Болгарии с их сильным привкусом народной, уходящей в древность варварской транскрипции. Однако самобытность местных писем преимущественно подпитывалась токами фольклорной самостийности. Палитра белого и красного, дополненная немногими красками, и любовь к орнаментике сближали живопись с народными художественными ремеслами. Написанные подчас неумелой рукой, новгородские иконы обладают качествами первозданности, убедительной вдохновенности. В одних случаях они простодушно жизнерадостны, в других, подражая образам фресковой росписи, строги и державно-величавы.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet