Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава третья - Великие имена

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Деисус Успенского собора во Владимире

Напарником Андрея Рублева в со здании иконостаса владимирского собора был Даниил Черный. Небывалые доныне размеры иконостаса определялись архитектурными особенностями главного храма города. Главный чин собора, Деисус, должен был быть хорошо виден уже при входе в храм. Деисусный ряд Успенского собора во Владимире включал 15 икон, высота которых превышает три метра. Столь крупные изображения требовали иного живописного решения, чем те, которые использовал Феофан Грек при создании своего Деисуса. Сравнивая их между собой, можно заметить, насколько пластически проще, лаконичнее выглядят владимирские иконы, которые писались с учетом дальности их восприятия. Фигуры полностью занимают иконную поверхность, почти не оставляя на поле свободного пространства. Их тесное соседство друг с другом создавало «кучный» вертикальный ритм, который встраивался в мощную архитектонику храмового интерьера с его многочисленными столбами и лопатками. Для облегчения масштабных изображений Рублев использует ромбовидную композицию («Иоанн Предтеча», «Апостол Павел»), расширяя фигуры только в средней части, благодаря чему они кажутся парящими. Скупость и высветленность палитры, отсутствие объема также зрительно облегчают образы и весь Деисусный ряд в целом.

Андрей Рублев. Деисус. Богоматерь, Спас в Силах и Иоанн Креститель. 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Обращают на себя внимание «большеголовость» многих персонажей, и в первую очередь Христа. Необычно укрупненные черты прекрасного, спокойного лика должны были хорошо различаться издали. Его десница повернута вовнутрь в «закрытом» жесте благословения, указывающего на себя как истинного Спасителя. Склонившиеся перед Судьей мира святые встают подобно могучей стене на защиту рода человеческого. Необычную позу нашел художник для Иоанна Предтечи: святой стоит не столпообразно, но в наклоне и с согнутыми коленями. Трогательная преклоненность позы пророка подчеркивается исторически присущей Крестителю одеждой - власяницей, открывающей ноги от колен. Иконопись сильно пострадала от времени: ее самые верхние слои со всеми выразительными нюансами письма утрачены, что обедняет полноценное восприятие рублевской живописи.

Первые праздники Христа

Праздничный ряд иконостаса московского Благовещенского собора создавался одновременно с Деисусом и, как считает большинство исследователей, силами двух художников - Андрея Рублева и Прохора с Городца. Левая половина чина, выделяющаяся совершенством исполнения, связывается с именем Рублева. Она включает группу из семи икон - от «Благовещения» до «Входа Господня в Иерусалим». Некоторые приемы иконографии - особая уравновешенность всех частей композиции, плавность движений персонажей, а также просматриваемые в образах символические аспекты содержания Праздников - имеют аналогии в уцелевших росписях, выполненных Рублевым в Успенском соборе Владимира. В благовествующих сюжетах художник гармонично соединил высокое мистическое умозрение и его поэтическое «очеловечивание» в земном воплощении.

Андрей Рублев. Рождество Христово. 1405. Иконостас Благовещенского собора, Кремль, Москва
Праздник Рождества - важнейший из числа двунадесятых. Церковь сознательно совместила его с праздновавшимся 25 декабря в восточных провинциях Рима рождением Митры, бога солнца, с тем, чтобы провозвестить Рождество Христово источником истинного света. В тропаре 4 гласа на Рождество есть знаменательные слова: «Возсия мирови свет разума... Тебе кланятися, Солнце правды, и Тебе ведети с высоты Востока». Тема единства мира, пронизанного даром излившейся любви Господа, связывает события действа. Первыми откликаются на ликующий зов ангелов простецы-пастухи. За ними еледуют восточные мудрецы-волхвы, распознавшие сокровенный смысл чуда. Блеск золота - отражение небесного сияния - доминирует во всем пространстве иконы, придавая ей нарядный, праздничный вид. Благородны очертания фигуры Богородицы, возлежащей на красной ткани, трогателен ее задумчивый лик - лик Матери, думающей о предуготованной ее Сыну судьбе. Преклонившись у входа в пещеру, на Младенца взирают три ангела, которых художник ввел в композицию по собственному усмотрению. Их благоговейный и в то же время почти человеческий интерес к событию как бы призывает и зрителя стать его заинтересованным участником.

Андрей Рублев. Сретение Господне. 1405. Иконостас Благовещенского собора, Кремль, Москва
Праздник Сретения посвящен произошедшей в Иерусалимском храме знаменательной встрече новорожденного Христа и праведного старца Симеона. Согласно преданиям, Симеон был одним из 70 переводчиков Ветхого завета на греческий язык. Усомнившийся в словах пророка Исайи о рождении Эммануила от девы из рода Давидова, он, по предсказанию Духа Святого, был обречен жить до тех пор, пока сам не удостоверится в этом чуде. В ребенке, принесенном Марией и Иосифом в храм, Симеон духовными очами узрел Эммануила и с облегчением сердца сказал: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицом всех народов» (Лк., 2: 29-30). Символическое значение праздника - в передаче «жезла» Ветхого завета в лице Симеона Новому завету в лице Иисуса Христа.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet