"Художественные направления и стили. Иконопись"
Вступление, продолжение
В иконных мастерских используются освоенные монументальной живописью приемы серийного производства со специализацией мастеров по отдельным процессам письма.
Особо выделялись «левкащики», грунтовавшие доски, «знаменщики», ответственные за композицию в целом, «личники», специализирующиеся на изображении ликов и открытых частей тела, «доличники», изображавшие одежды и пейзажные фоны, «уставщики» - исполнители надписей.
В переходный период к Новому времени - от второй половины XVII века до даты смерти Петра I (1725 год) - искусство иконописи расслаивается на традиционное, востребованное городскими посадами и деревней, и современное, «прельстившееся фряжским жизнеподобием», потребителем которого была просвещенная публика.
Необычный жанр, появившийся в это время, - конлюзии, соединяющие аллегорический сюжет с эмблемами и текстом-панегириком, сопровождающим их. Развитие иконописи получает новый импульс во многих городах - Новгороде, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Романове-Борисоглебске (Тутаеве), Ростове, двинских городах.
В России не было единодушия по поводу обмирщения церковной живописи. Противостояние консервативной части общества искусу светского мироощущения привело к религиозному расколу. Строобрядческая часть православных отмежевалась от новшеств официальной церкви, сохранив в своей среде традиционную иконопись образца XVI - первой половины XVII века.
Шок петровских реформ прервал размеренный ход маятника затянувшегося Средневековья. Русская иконопись разворачивается в сторону западной религиозной живописи. Выполненная на холсте масляными красками, заключенная в пышные резные рамы, она теперь мало чем отличалась от станковой картины на религиозный сюжет.
С началом Нового времени расслоение иконописи, соответствуя социальной дифференциации общества, становится более определенным. Во второй половине XVIII века влияние западных стилей - барокко и классицизма - начинает распространяться повсеместно. Заметим, что барочная декоративность столь прочно вжилась в среду крестьянской иконописи, что сохранила в ней свое влияние до начала XX столетия.
Не исчезает на протяжении XVIII века и традиционная иконопись, бытование которой связано с окраинными, в основном северными, губерниями. Испытывая сильное влияние традиционной крестьянской культуры, в частности лубка, народная ветвь северных писем формируется в самостоятельное направление.
Разнообразие «пошиба» появляющихся образов настолько пестро, что с середины XVIII столетия церковные и государственные представители были вынуждены контролировать ее качество на рынках и ярмарках.
Академия художеств открыла класс иконописи только через девяносто девять лет после своего основания, в 1856 году. Принятая система обучения сочетала приемы классической живописи с сохранением отдельных элементов традиционной русской иконы. Такая официальная иконопись также находит большой спрос.
Привившаяся к посадской полуремесленной среде, она порождает своеобразные примитивные образы, наделенные чертами «упрощенного» классицизма.
В пореформенной России наиболее востребоваными в быту были «утешительные» образы Богородицы в сюжетах «Всех скорбящих радость», «Богоматерь Скоропослушница», «Утоли моя печали», «Умягчение сердец», а также лики целителя Пантелеймона и преподобного Серафима Саровского, канонизированного в 1903 году и снискавшего большую известность.
Нарастающий интерес русского общества во второй половине XIX века к национальным корням стимулировал активную научно-исследовательскую, поисково-собирательную, реставрационную и выставочную деятельность в стране по возвращению к новой жизни памятников древнерусской живописи.
Академическое направление иконописи в конце века было потеснено национально-романтическим стилем, сложившимся в творчестве Виктора Михайловича Васнецова в процессе росписей храмов и предощутившим настроения модерна.
Новым крутым поворотом русской истории стала социалистическая эпоха, отмеченная началом открытой конфронтации с православием. Закрытие храмов и монастырей, известных центров иконописи, казалось бы, упразднило профессию иконника. На протяжении этого периода русская иконопись находит свое поприще за рубежом.
Произошедшее в начале 1980-х годов ослабление государственного контроля над церковью дало импульс к оживлению и расширению ее деятельности.
Разнообразные формы существования русской иконописи - свидетельство неисчерпаемости ее ресурсов, отражающих ментальность сменяющихся поколений, пристрастия различных регионов и вкусы всех социальных слоев российского общества. Антология русской иконописи отражает тот огромный духовный опыт, который она вобрала в себя за тысячелетний период своего существования.
В нем запечатлен неустанный поиск истины, красоты, нравственности, идеала. То есть именно того, без чего жизнь человека не имеет смысла.
Продолжение »
|