"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава третья - Великие имена
Деисусный чин
Работа такого формата, как иконостас, традиционно выполнялась коллективом, в котором ведущий мастер, называемый «знаменщиком», создавал общую концепцию, определял композицию и руководил исполнителями, непосредственно участвуя в написании некоторых ответственных сюжетов.
Сличая письмо икон Благовещенского собора, освобожденных из-под поздних записей в 1918-1919 годах, в котором просматривались три различающиеся манеры, ученые определили круг авторов, в него были включены Феофан Грек, Прохор из Городца и Андрей Рублев, расписавшие весь собор.
Феофановская рука узнается в изображениях Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостолов Петра и Павла, а также Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Феофан Грек. Деисус. Архангелы Михаил, Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий. 1405. Иконостас Благовещенского собора, Кремль, Москва
И в нынешнем состоянии неполной сохранности живопись Феофана Грека поражает красотой колорита и глубиной его насыщенности. В гармоничном соподчинении составляющих цветового ряда рождаются стройные могучие аккорды зримой мистерии.
Выражение душевного состояния героев, погруженных в горячую молитву, художник предает в необычайно осязательной пластике объема ликов, оживленных яркими бликами света - той Божественной энергией, что отмечает, согласно учению исихазма, духовного провидца.
Не все предстоятели решаются поднять глаза на Спасителя - столь трепетны их мольбы, но в то же время - рослые, прекрасно сложенные фигуры сохраняют устойчивость твердыни в избранном поприще заступников «за человеков».
Образ «крепкой стены» заступников в Деисусе вызывал у верующих мощный духовный подъем в их соборных обращениях к милости Божьей.
Преображение
Работая с помощниками, Феофан Грек, вероятно, охотно передавал свой опыт. Исходя из сохранившегося письма-воспоминания о нем Епифания Премудрого, можно с уверенностью предполагать у византийца, легко располагавшего к себе собеседников, открытый, благожелательный характер.
Особенности феофановской палитры усматриваются в нескольких памятниках живописи, в их числе огромная (184x134 см) икона важного двунадесятого праздника Преображения. Она была написана для восстановленного московскими князьями собора Спаса Преображенского в Переславле-Залесском.
Ее композиция строго следует византийской иконографии в ее столичных, лучших образцах и отличается незаурядным мастерством исполнения. Она продолжает выраженную в Деисусе идею преображения Спасителя и Его учеников.
Школа Феофана Грека. Преображение. Ок. 1403. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Основную сцену композиции с фигурой сияющего небесным светом Христа в окружении апостолов и явившихся на место события Илии и Моисея дополняют сцены восхождения на Фаворскую гору и схождения с нее Иисуса с учениками.
Их исполнение в меньшем масштабе зримо обозначает иное пространственно-временное действие. Участие в восхождении учеников имеет смысл назидания о необходимости усилий для человека, стремящегося к стяжанию Божественных откровений.
Главная суть происходящего Преображения Учителя - не столько в явлении своей световой метафизической природы, но в предвозвещении метаморфозы Воскресения.
Школа Феофана Грека. Преображение. Фрагмент
Выразительны фигуры упавших ниц Петра, Иоанна и Иакова в нижней части иконы. Они выражают разные эмоциональные состояния. Лишь Петр осмеливается смотреть на чудо. Иоанн открыл лицо, но не решается повернуться в сторону Учителя.
Динамична выгнутая дугой поза лежащего Иакова, в страхе закрывшего лицо рукой.
Его крупная фигура выдает в нем человека физически крепкого, но слабого духом, еще не готового к прозрению. Мистицизм исихазма, предписывающего в стремлении к духовному преображению «зреть вглубь сердца своего», находит в этом сюжете гармоничное смысловое воплощение.
Продолжение »
|