"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава третья - Великие имена
Лучшие достижения русской иконописи во время подъема духовных сил нации сфокусировались в творчестве великих художников Феофана Грека (ок. 1340 - ок. 1410), Андрея Рублева (ок. 1370-1430) и Дионисия (ок. 1440-после 1503). Пути в искусстве Феофана Грека и Андрея Рублева оказались знаковыми для культуры Руси, прихотливо скрещиваясь с судьбами многих великих современников: Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, митрополита Алексея, Епифания Премудрого.
Восприятие нами произведений этих мастеров не расцвечено биографическими подробностями, концентрируясь собственно в сфере творчества. Соединение в каждом таланта монументалиста и иконописца подтверждает полноту дарования художников, не знающих затруднений в работе при переходе от построения отдельно существующего сюжета на доске к интерьерно-пространственному многоголосию ансамбля росписей.
Приехавший на Русь около 1390 года из Византии Феофан Грек вдохновлялся мистическим учением исихазма (от греческого hesychia - «покой», «безмолвие», «отрешенность»), обновленческим движением в православии, почитавшим Божественный свет, который открывается практикой глубокого внутреннего сосредоточения. Проявления этого света как особой благодати художник находил в разных эмоциональных состояниях образов святых.
«Царство Божие внутрь человека есть» - эта идея озарения верующего человека небесной благодатью, наглядно воплощенная Феофаном Греком в экспрессивно-спиритуалистической манере живописи, в творчестве Андрея Рублева и затем Дионисия получила иное осмысление. Ободряющая человека вера в причастность земного небесному произволению дала толчок к поискам новой, глубоко возвышенной выразительности образов.
Высокий духовный строй стиля Рублева основывается на мягкой световидности. Эта созерцательная интонация станет характерной для московской школы иконописи и приобретет благородную «огранку» в колористической системе Дионисия.
Феофан Грек, художник-мыслитель
Из произведений Феофана Грека, работавшего не покладая рук (Епифаний Премудрый упоминает о росписи им более сорока церквей), сохранилась только одна документально подтвержденная работа - роспись церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378 год). Остальные фрески и иконы приписываются ему современными исследователями, учитывая признаки стиля эпохи, манеры исполнения, эстетическое и духовно-этическое содержание.
Последний признак очень важен: «Феофан иконник Грегин философ» пользовался у современников высоким авторитетом художника-мыслителя, способного, как отзывался о нем тот же Епифаний, инок Троице-Сергиева монастыря, друг Феофана, «умом дальная и разумная обгадываше».
К числу наиболее вероятных произведений художника относится иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (1405 год). Необычно страстный, поражающий беглостью кисти и неистовой силой выражения стиль фресок византийца в иконописи смягчается, обретает классическую ясность, техническую изощренность исполнения и статуарную величавость.
Видимо, соприкасаясь с московской художественной школой, Феофан Грек, как чуткий и восприимчивый мастер, учитывает некоторые ее традиции.
Феофан Грек. Деисус. Богоматерь, Спас в Силах и Иоанн Креститель. 1405. Иконостас Благовещенского собора, Кремль, Москва
Основной идеей иконостаса является Деисус: избранные представители небесной и земной церкви с надеждой обращаются к Христу Спасителю. Однако концепция решения этого чина обнаруживает много новшеств. Впервые в Деисусе фигуры изображаются в рост, тогда как в то время писались полуфигурные образы.
Поражает воображение и его масштабность: чин состоял из 11 фигур, дополняясь помимо традиционных участников Отцами Церкви и воинами-великомучениками. В центре Деисуса - фигура Христа, облаченная в белоснежные одежды, прежде сверкавшие золотом, символизирующим небесное сияние. Внове было и использование для него иконографии «Спаса в Силах», который привнес философскую отвлеченность образного выражения могущества Владыки мира.
Фигура Христа вписана в налагающиеся друг на друга огненный ромб Божественной славы, изумрудно-синие миндалевидные небесные сферы, обитель шестикрылых серафимов, и красный тетраморф, в углах которого помещены символы евангелистов - лев, ангел, бык и телец. Евангелие, опертое на колено, открыто на ключевых словах: «Рече Господь: Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме» (Ин. 8:12).
Продолжение »
|