"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава вторая - Зенит русской иконописи. XIV- первая половина XVI века
Святой Георгий. Первая половина XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Яркая программная идея аккумулируется в обобщенном смысловом образе святого воина, без подробностей действа. Его боевой порыв запечатлен в резком развороте фигуры, вознесенной для удара деснице, развевающемся плаще, подобном пламени, сжигающему скверну.
Повороту победоносного всадника вторит движение белоснежного красавца коня, обернувшегося в сторону змия, который представлен активным противником: зубастая пасть открыта, тело судорожно извивается на поземе.
Ритмическая слаженность, отточенность формы и мажорная звучность цвета придают образу неотразимую силу воздействия. Недаром Московское государство позаимствовало у новгородцев образ конного Георгия, чтобы сделать его своим гербом.
После распятия
Рождество Богородицы. Первая половина XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Долгожданное событие в назаретском доме Иоакима новгородский художник передает, сообразуясь с каноном, но «редактируя» его весьма самобытно. Главная героиня события, престарелая Анна, - композиционный центр иконы, ее полулежащая фигура окутана ярко-красным покрывалом.
Подробно перечислены все действующие при торжестве лица, но они второстепенны, и потому размеры их фигур в 2-3 раза меньше. Постройки на заднем плане, одна из которых красуется портиком с пузатыми колоннами, - намек на богатый дом Иоакима, отпрыска Давидова.
Родители назвали дочь Марией, знаменательным именем, имеющим значение «госпожа» или «высокая». Подносящие дары роженице горожанки и омывающие младенца в купели служанки, как и Анна, пристально глядят на зрителя, как бы подчеркивая важность происходящего.
Введение во храм. XTV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
По обету, данному родителями Марии, в случае рождения у них ребенка посвятить его Богу, трехлетняя дочь была приведена в Иерусалимский храм. Встретить Божью избранницу вышел священник Захария, в будущем - отец пророка Иоанна Крестителя.
Икона относится к кругу северо-двинской живописи и отличается своеобразием местных упрощенных приемов письма. Вместо Иерусалимского храма художник изображает привычную ему трехнефную церковь, украшенную главками с православными крестами.
Центром композиции служит крошечная фигурка Марии, визуально поддержанная темным проемом, соотносимым со взрослыми участниками сцены. В левой части иконы добавлен эпизод служения Марии в храме, когда ей, всецело поглощенной молитвой и работой, ангел заботливо приносит пищу.
Апостолы
По-гречески apostolos значит «посланный». Известны поименно 12 ближайших учеников Христа, избранных по числу колен Израилевых, и 70 из круга ближних, иногда называемых меньшими, распространявших рядом с учителем Благую весть о спасении. Уже после смерти
Христа в высший апостольский «чин» попал Павел, бывший Савл. Уверовавший в Спасителя гонитель христиан, он наряду с Петром стал почитаться как «первоверховный». Их пара метафизически образовывала параллель устойчивому совместному изображению архангелов Михаила и Гавриила.
Память апостолов Петра и Павла отмечается церковью 29 июня/12 июля.
Апостольство означает не только учительскую миссию, но и тему внутренней драмы человеческого преображения. Павел был наказан слепотой, олицетворяющей скудность его духовного опыта; услышав глас Христа и прозревши, он рождается заново.
Петр также переживает духовный кризис после позора своего отречения от Иисуса в ночь на Страстную пятницу - и возрождается в глубокой и искренней вере к апостольской миссии.
Апостола Иоанна Богослова за исключительную духовно-теологическую высоту мысли принято величать Божественным. Он писал свое Евангелие и свой Апокалипсис (Откровение) не по человеческому усмотрению, но просветленный свыше - недаром его сопутствующим символом служит орел.
Иоанн Богослов и Прохор. Начало XV в. Деталь четырехчастной иконы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконографические композиции, изображающие евангелистов в процессе их писательского труда, имеют распространенное название «Деяния». За таким занятием, диктуя текст своему помощнику Прохору, и предстает на иконе новгородского происхождения любимый ученик Христа Иоанн.
По преданию, он мирно окончил свою долгую жизнь на острове Патмос, в ссылке.
Апостолы Петр и Павел с житием. XVI в. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
И без опознавательных надписей легко опознается каждый из апостолов. Для Петра - он стоит справа - характерны седые вьющиеся короткие и густые волосы и небольшая борода. Павел моложе, у него более длинная темная борода и высокий лоб с залысинами.
«Столпы церкви», как называл их Иоанн Златоуст, изображены в традиционных одеждах странствующих проповедников - хитоне, плаще-гиматии и сандалиях.
Продолжение »
|