Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава четвертая - Обретения и потери. Вторая половина XVI-XIX века

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Новый круг иконных мастерских

Нарастающая дифференциация российской социально-культурной среды с началом вступления страны в буржуазный этап развития отражается и на иконописном искусстве, которое дробится, приспосабливаясь к модным поветриям времени. В XVIII-XX веках в качестве массового артельного производителя активно выступают иконники владимирских сел Мстеры, Холуя, Палеха, а также демидовского Невьянского завода на Урале, обслуживающего по большей части старообрядческое население края. Известны раздражительные протесты царского изографа Иосифа Владимирова в адрес холуян и палешан в конце XVII века, работавших тогда в упрощенной непритязательной манере. Но позднее те же палешане работали и в новгородском стиле и фряжском и собственно местном с его удивительной виртуозностью письма, развивая навыки строгановского письма и мастеров Оружейной палаты.

Акафист святителю Николаю. Середина XVIII в. Государственный музей палехского искусства, Палех
На примере такого образа можно видеть итог развития житийной иконы, в которой уже не остается места для фона, вытесняемого клеймами, соперничающими с привычно доминирующим представительством средника. Среди клейм большими размерами выделяются два центральных - над средником «Всякое дыхание да хвалит Господа», ниже его - «Перенесение мощей Николы». Нарушение равновесия между центром и его окружением мастер пытается компенсировать введением дополнительного декора: орнамента цветных эмалей по металлу вокруг главы святого. Название подобных икон «Акафистами» соответствует их многоречивой, виртуозно-красочной форме изложения.

Четырехчастная икона. Конец XVIII в. Музей «Невьянская икона», Екатеринбург
Эта небольшая икона дает представление о более архаичной и вместе с тем изящной манере письма неизвестного уральского мастера. Ее части являются самостоятельными сюжетами трех главных христианских праздников, расположенных в порядке их главенства: «Воскресение Господне», «Рождество Христово» и «Крещение», иначе называемое «Богоявление». Нижняя правая часть иконы представляет четырех святых (Медоста - вероятно, Модеста, Власия, Флора и Лавра). Иконописец применяет своеобразный прием «кадрирования» отдельных сцен в композиции «Рождества», выделяя их цветом и широким темным контуром, что помогает выявить устойчивую треугольную структуру иконы, перекликающуюся с парной ей сценой «Воскресения Господня», тогда как композиции нижних частей иконы вытянуты по горизонтали.

Религиозная живопись XIX века

В XIX веке творческим горнилом, «лабораторией» изобразительного искусства была сугубо светская живопись. Иконопись превратилась в ремесленный промысел, рассчитанный на массовое производство, - выдающиеся художники в это время в ней уже не встречаются. Известные живописцы часто привлекаются к украшению многочисленных храмов - вспомним только самые выдающиеся работы: в Казанском и Исаакиевском соборах в Санкт-Петербурге, в московском храме Христа Спасителя - и выполняют настенную живопись и отдельные иконы на высоком профессиональном уровне согласно установлениям академической школы. «Реализм» эстетической формы перевешивает в них сакральное, которое есть суть иконного образа. Это позволяет отнести такие творения к жанровой живописи на религиозную тематику. Добавим, однако, что появлявшиеся в церквах иконы академической школы становились привлекательными объектами полупрофессионального и наивного подражания. Зачастую такие образы в своем «примитивном» упрощении и условности обретали некоторые черты традиционной иконописи. Но это уже другая тема, в значительной мере связанная с тяжелейшим, подчас трагическим периодом в истории Русской православной церкви, который она пережила в XX столетии.
Идеи воскрешения народного, монументального, устремленного в массы искусства носились в воздухе русской культуры второй половины столетия, найдя своих интерпретаторов в лице Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) и обретя воплощение в росписях Владимирского собора в Киеве (1885-1890).

Михаил Врубель. Богоматерь с Младенцем. 1884-1885. Иконостас Кирилловской церкви, Киев
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) писал образ в Италии под впечатлениями от живописи Раннего Ренессанса, особенно от захвативших его творений Джованни Беллини. Гибкая, с легким наклоном фигура Марии с Христом на коленях выглядит на золотом фоне пластически-осязаемой. В иллюзорную глубину пространства заставляет поверить сильный ракурс правой руки Христа, протянутой навстречу зрителю. Отнюдь «не каноничные» черты лица Богоматери и ее «затуманенные» тревогой глаза обрели в этом образе острую психологическую характерность, свойственную портрету.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet