"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава вторая - Зенит русской иконописи. XIV- первая половина XVI века
Святой Георгий. Первая половина XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Яркая программная идея аккумулируется в обобщенном смысловом образе святого воина, без подробностей действа. Его боевой порыв запечатлен в резком развороте фигуры, вознесенной для удара деснице, развевающемся плаще, подобном пламени, сжигающему скверну.
Повороту победоносного всадника вторит движение белоснежного красавца коня, обернувшегося в сторону змия, который представлен активным противником: зубастая пасть открыта, тело судорожно извивается на поземе.
Ритмическая слаженность, отточенность формы и мажорная звучность цвета придают образу неотразимую силу воздействия. Недаром Московское государство позаимствовало у новгородцев образ конного Георгия, чтобы сделать его своим гербом.
После распятия
В страстной неделе, последней в жизни Иисуса Христа, собственно страстные события начинаются с вечера четверга, когда Его заключают под стражу. Драматическая кульминация страстной недели приходится на пятницу - день распятия, смерти и погребения Спасителя.
Как описывают Евангелия, ученик Иисуса Иосиф из Аримафеи, член Синедриона, не участвовавший в суде над Христом, получил разрешение от Понтия Пилата похоронить казненного, снял тело с креста, обвил его чистыми пеленами и положил в высеченном гробе - пещере, приготовленном для собственного погребения.
При этом присутствовали Никодим - знатный иудей и тайный приверженец Иисуса, а также Мария Магдалина и еще некая «другая Мария». Сюжеты «Снятие с креста» и «Положение во гроб» - самые драматичные в иконописи, в них ярко проявляются земные переживания - скорбь, страдание, плач.
Но, выраженные знаковой формулой, они приобретают возвышенно-эпический характер. По традиции сцены Страстей Господних включались в «праздничный чин» иконостаса.
Снятие со креста. Вторая половина XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона «Снятие со креста» и следующая, «Положение во гроб», имеют общее происхождение из Каргополя, хотя для какого храма они предназначались, точно не известно. Судя по живописи, их писал выдающийся мастер, сумевший символически высоким слогом лаконично и необычайно выразительно передать в образах трагическую тему смерти.
В числе присутствующих изображены Богоматерь и Иоанн Богослов - они главные свидетели распятия и потому их участие в дальнейших событиях естественно. В центре композиции - изогнутое дугой тело Христа. Принимает его Богородица, приподнятая на подножии: она главный «устой», на котором произросла Благая весть миру.
Эту идею неразрывной связи Сына и Матери иконописец выражает белым цветом. Он употреблен только дважды - в набедренной повязке Христа и в основании подножия Пресвятой Девы Марии.
Положение во гроб. Вторая половина XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сцену оплакивания художник решает в разнообразных и не повторяющихся проявлениях эмоций ее участников, стремясь к полноте выражения их горя. Прощание Девы Марии, приникшей к страдальческому лику Сына, - это драма матери, оплакивающей свое сиротство.
В жесте взметнувшихся рук другой наиболее патетической фигуры, Марии Магдалины в красном мафории, передается не только апогей ее отчаяния, но и мольба за оставленное Богом человечество. Трагическая реальность сцены смягчается эстетически-умозрительными ассоциациями, которые вызывают пластически трансформированные формы-знаки.
Расположение фигур у гроба отличается непривычной для иконописи асимметрией, невольно хочется сказать: непринужденностью и свободной непосредственностью.
Богородичные праздники
Из общего числа двунадесятых праздников четыре посвящены Богоматери: Рождество, Введение во храм, Благовещение и Успение.
Они входят в церковный обиход примерно с IV века, по мере все большего осознания значимости роли Девы Марии для христианского мира и нового изучения текстов Ветхого завета, в которых отыскиваются прообразы и пророчества, символически связанные с Богородицей.
В канонических Евангелиях о матери Христа сказано немного, и сведения о ней черпаются из так называемых апокрифических (тайных) преданий, не включенных в канон, но принимаемых церковью. В первую очередь это «Первоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя».
Рождество Богородицы и Введение во храм празднуются соответственно 8/21 сентября и 21/4 декабря.
Продолжение »
|