Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава первая - Ранняя иконопись XII-XIII веков

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Богоматерь Умиление

Богородичные образы такого типа своей иконографией обязаны, как считают исследователи, спорам византийских богословов в XI-XII веках о физической природе Иисуса. Они представляют Его в «реальном» детском облике. Что может быть естественнее и в то же время умилительнее для верующего: ребенок льнет к матери, обнимая ее за шею, прижимаясь к материнской щеке. Дева Мария в пророческом предвидении печалуется о судьбе Сына. И, протягивая руку в молельном жесте, ходатайствует перед Ним за христиан как перед грядущим Спасителем. В Византии такие образы имели названия «Гликофилуса» - «Сладкое лобзание» или «Елеуса», что значит «Милостивая».

Богоматерь Умиление (Страстная). Вторая половина XIII в. Калязинский краеведческий музей
Свое происхождение сильно разрушенная икона ведет из Дмитровского монастыря в Кашине. По типу, размеру, цветовой гамме этот запрестольный образ близок «Белозерской Богоматери», но выглядит более упрощенным. Его композиционным аналогом можно считать «Богоматерь Федоровскую» с открытой от колена левой ножкой Младенца. Особенность образа - изображение ангелов, несущих орудия так называемых Страстей, символов истязания и смерти Иисуса, - это крест, копье и губка, надетая на нем, напоминающие о грядущем Распятии.

Богоматерь Белозерская. Первая половина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вдохновенным трудом художника, близкого новгородской школе, был рожден этот шедевр древнерусской иконописи. Идея жертвенности, присущая сюжету, подчеркнута полуфигурами архангелов в белых одеяниях, напоминающих дьяконские облачения. Их роль небесных служителей, подобная сходному предстоянию архангелов в иконе «Богоматерь Оранта-Великая Панагия», придает сцене литургический характер. Ее драматический смысл уравновешивается спасительным Божиим замыслом с его вечным «цветом жизни», который иконописец подразумевает в сияющих красотой и нежностью красках. Вместо золотых художник пишет красные нимбы, возможно, он руководствовался одним из эпитетов Богородицы - «огненосная». По контрасту с «горячими» красками нимбов, мафория, золотистого хитона Иисуса, для поля иконы избирается темно-голубой цвет, для фона средника - белый. В палитре присутствуют также розовый и светло-зеленый цвета. Нити серебряного ассиста на коричневом мафории дополняют цветовую изобильность колорита.

Грозный пророк

Илия Фесвитянин (родом из города Фесвы), величайший пророк Израильского царства, живший в IX веке до н.э., боролся на чистоту веры и исполнение евреями данного им Закона Божия. Его избранничество было отмечено в имени Элиягу, переводимом с еврейского как «Мой Бог Иегова» (Иегова - одно из сакральных имен Бога). Нечестивые цари не жаловали неуемного праведника своими милостями, его прибежищем часто становилась пустыня. Священное писание упоминает, что здесь Илию подкармливал ворон: вещая птица приносила отшельнику хлеб и кусочки мяса. В иконописи часто хлебец, «дар свыше», имеет округлую форму, намекающую на будущую просфору - жертвенный хлеб в христианском храме, приготовляемый для таинства причастия. В народе имя Илии навсегда связано со способностью управлять небесными стихиями - громом и молнией, засухой и проливным дождем.

Илия-пророк в пустыне с житием и Деисусом, XIII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эпизод жизни Илии в пустыне, изображенный на этом раннем образце житийной иконы, воспринимаясь провозвестием будущего монашества и аскетического подвижничества, был популярен в русской иконописи. Необычна поза Илии, обернувшегося назад. Такая «жанровая» непосредственность иконы обоснована ее важным поучительным смыслом. Измученному пророку, готовому отчаяться в борьбе с отступниками от истинной веры, Бог дает силу утешения и вдохновения, открываясь ему в малости - не в вихре, землетрясении и огне, но в тихом веянии ветерка. Образ воспроизводит эту сцену «вслушивания», соединения с Богом в смиренной тишине и покое. На верхнем иоле изображен Деисус. Боковые и нижние ряды клейм отличаются разной степенью сохранности. В них развертывается повествование о жизни святого, где самые знаменательные сюжеты, связанные с испытанием веры на горе Кармил и вознесением Илии на огненной колеснице не сохранились и были заменены изображением ряда святых.

Илия-пророк в пустыне с житием и Деисусом. Фрагмент
По-крестьянски коренастые, с крупными конечностями, персонажи изображены в кульминационный момент счастливой развязки события с подкупающей подлинностью выражения эмоций. Среди чудес, совершенных Илией, - поддержка во время голода неиссякаемыми запасами хлеба и масла оказавшей ему гостеприимство бедной вдовы из Сарепты и воскрешение ее умершего сына.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet