Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Вступление, продолжение

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Во многом процессу сложения самобытных иконописных школ способствовала сепаратистская политика удельных князей, не ослабевавшая на Руси, начиная со второй половины XI века, в течение многих столетий. Позднее, с 20-х годов XIII столетия, она усугубилась захватом большей части русских земель татаро-монгольскими кочевниками Золотой Орды. В это время слабеют связи с Византией, Балканами, Западной Европой; они начнут возрождаться лишь сто лет спустя. Монументальные формы искусства ввиду отсутствия необходимых материальных средств - ведь финансовая зависимость от ордынских ханов сохранится вплоть до 1480 года, - уступают место иконописи, получившей приоритетное развитие в XIII-XV веках. Наиболее своеобразной была новгородская школа иконописи. Иконы мастеров этой школы подкупают своей грубоватой наивностью и конкретикой восприятия, что отражается в плоскостности и упрощенности формы, локальности цвета, далеких от изысканной гармонии греческих образцов.

Псковская икона отличается разнородностью художественных влияний, что в немалой степени обуславливалось отсутствием строгой епископской цензуры, ее удаленностью от новгородских пастырей. Источники «подпитки» - и западные пределы (Литва, Польша, Германия), и южные (Полоцк, Смоленск, Волынь, Балканы). Однако псковичи не порывают исторически налаженных связей с Новгородом, признанным художественным авторитетом, отделение от которого произошло позднее, в середине XIV века. На севере Руси, в землях Обонежья, Подвинья, Вологодчины, в ХИ-ХШ веках успешно колонизируемых Новгородом, Ростовом, а позднее и Москвой, формируется местный пласт иконописи, тесно связанный с крестьянской культурой с ее крепкой консервативной основой. Здесь, в этом своеобразном фольклорно-этническом заповеднике, иконописные традиции мало меняются на протяжении столетий. Но иконописные школы этих русских земель имели, каждая, свое лицо. Во владимиро-суздальской школе сложились те ярко выраженные национальные черты живописи, которые приобретут со временем статус «классических». Они будут восприняты московской иконописью XIV-XV веков. Немаловажное значение имели здесь художественные импульсы, исходящие из Византии, которая вступила тогда в период так называемого Палеологского Возрождения. Однако при всей почтительности к ромейской культуре приемы ее живописи воспринимались избирательно. Русские иконописцы предпочитали светлые, чистые, прозрачные цвета, мягкую, менее объемную пластику форм.
Выросшая в XII-XIV веках в крупный художественный центр Вологда органично соединяла традиции новгородской и московской школ. Ростово-ярославская школа иконописи ценила драматургически разработанные сюжеты, декоративные эффекты, прихотливые контрастные сочетания локального цвета одежд и тонкое тональное письмо ликов. В XIV веке большое распространение получает так называемая житийная икона, известная и раньше. Она посвящалась повествованию о жизни святого. В иконографии житийной иконы использовался принцип «рассказа». Разворачивавшийся по периметру средника в более мелких клеймах, он «прочитывался» построчно, подобно тексту. Заимствованный из Византии, этот тип живописи именно на Руси получает особенно широкое распространение. На протяжении XIV-XV веков Новгород и Москва все больше выдвигаются в качестве художественных центров международного значения, оставаясь при этом антиподами во многих вопросах эстетики и искусства.
Актуальной основой совместной деятельности московских князей и духовенства становится духовная консолидация нации. И не только духовная: продолжается объединение Москвой русских земель. В годы правления Ивана III, унаследовавшего политику своих предшественников и присоединившего к Москве Ярославль, Новгород, Тверь, Пермь, Вятку и другие уделы, Москва становится общепризнанным центром Российского государства. Женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван III начинает именовать себя «великим князем всея Руси», соединяет в новом гербе уже ставший традиционно-московским образ Георгия Победоносца и византийского двуглавого орла. После падения под ударами турок Византии в 1453 году Москва, уверенно выступая в роли ее преемницы, приобретает статус международного центра православия. Большое значение для формирования нового московского стиля иконописи имели работы Феофана Грека, законченные же свои черты он обретает в творчестве великого художника Андрея Рублева. Знаменательный век расцвета русской живописи блистательно завершил Дионисий. Важную смысловую нагрузку в конце XIV - начале XV века приобретают в русских церквях обращенные к молящимся иконные образа у алтарной стены. Из них формируется высокая многоярусная преграда - иконостас с определенной иерархией расположения икон «по чинам». Совокупность образов иконостаса символически соединяет церковь земную и церковь небесную, объединяет все человечество вокруг Спасителя в центральном ряду Деисуса.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet