"Художественные направления и стили. Иконопись"
Вступление, продолжение
Во многом процессу сложения самобытных иконописных школ способствовала сепаратистская политика удельных князей, не ослабевавшая на Руси, начиная со второй половины XI века, в течение многих столетий. Позднее, с 20-х годов XIII столетия, она усугубилась захватом большей части русских земель татаро-монгольскими кочевниками Золотой Орды.
В это время слабеют связи с Византией, Балканами, Западной Европой; они начнут возрождаться лишь сто лет спустя. Монументальные формы искусства ввиду отсутствия необходимых материальных средств - ведь финансовая зависимость от ордынских ханов сохранится вплоть до 1480 года, - уступают место иконописи, получившей приоритетное развитие в XIII-XV веках.
Наиболее своеобразной была новгородская школа иконописи. Иконы мастеров этой школы подкупают своей грубоватой наивностью и конкретикой восприятия, что отражается в плоскостности и упрощенности формы, локальности цвета, далеких от изысканной гармонии греческих образцов.
Псковская икона отличается разнородностью художественных влияний, что в немалой степени обуславливалось отсутствием строгой епископской цензуры, ее удаленностью от новгородских пастырей. Источники «подпитки» - и западные пределы (Литва, Польша, Германия), и южные (Полоцк, Смоленск, Волынь, Балканы).
Однако псковичи не порывают исторически налаженных связей с Новгородом, признанным художественным авторитетом, отделение от которого произошло позднее, в середине XIV века.
На севере Руси, в землях Обонежья, Подвинья, Вологодчины, в ХИ-ХШ веках успешно колонизируемых Новгородом, Ростовом, а позднее и Москвой, формируется местный пласт иконописи, тесно связанный с крестьянской культурой с ее крепкой консервативной основой. Здесь, в этом своеобразном фольклорно-этническом заповеднике, иконописные традиции мало меняются на протяжении столетий.
Но иконописные школы этих русских земель имели, каждая, свое лицо.
Во владимиро-суздальской школе сложились те ярко выраженные национальные черты живописи, которые приобретут со временем статус «классических». Они будут восприняты московской иконописью XIV-XV веков. Немаловажное значение имели здесь художественные импульсы, исходящие из Византии, которая вступила тогда в период так называемого Палеологского Возрождения.
Однако при всей почтительности к ромейской культуре приемы ее живописи воспринимались избирательно. Русские иконописцы предпочитали светлые, чистые, прозрачные цвета, мягкую, менее объемную пластику форм.
Выросшая в XII-XIV веках в крупный художественный центр Вологда органично соединяла традиции новгородской и московской школ.
Ростово-ярославская школа иконописи ценила драматургически разработанные сюжеты, декоративные эффекты, прихотливые контрастные сочетания локального цвета одежд и тонкое тональное письмо ликов.
В XIV веке большое распространение получает так называемая житийная икона, известная и раньше. Она посвящалась повествованию о жизни святого. В иконографии житийной иконы использовался принцип «рассказа». Разворачивавшийся по периметру средника в более мелких клеймах, он «прочитывался» построчно, подобно тексту.
Заимствованный из Византии, этот тип живописи именно на Руси получает особенно широкое распространение.
На протяжении XIV-XV веков Новгород и Москва все больше выдвигаются в качестве художественных центров международного значения, оставаясь при этом антиподами во многих вопросах эстетики и искусства.
Актуальной основой совместной деятельности московских князей и духовенства становится духовная консолидация нации. И не только духовная: продолжается объединение Москвой русских земель.
В годы правления Ивана III, унаследовавшего политику своих предшественников и присоединившего к Москве Ярославль, Новгород, Тверь, Пермь, Вятку и другие уделы, Москва становится общепризнанным центром Российского государства.
Женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван III начинает именовать себя «великим князем всея Руси», соединяет в новом гербе уже ставший традиционно-московским образ Георгия Победоносца и византийского двуглавого орла.
После падения под ударами турок Византии в 1453 году Москва, уверенно выступая в роли ее преемницы, приобретает статус международного центра православия.
Большое значение для формирования нового московского стиля иконописи имели работы Феофана Грека, законченные же свои черты он обретает в творчестве великого художника Андрея Рублева. Знаменательный век расцвета русской живописи блистательно завершил Дионисий.
Важную смысловую нагрузку в конце XIV - начале XV века приобретают в русских церквях обращенные к молящимся иконные образа у алтарной стены. Из них формируется высокая многоярусная преграда - иконостас с определенной иерархией расположения икон «по чинам».
Совокупность образов иконостаса символически соединяет церковь земную и церковь небесную, объединяет все человечество вокруг Спасителя в центральном ряду Деисуса.
Продолжение »
|