"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава третья - Великие имена
Феофан Грек и его мастерская
Другая икона, более скромная по размерам и относящаяся к типу выносных, двусторонних, также близка манере письма Феофана Грека. Она была почитаемым запрестольным образом Успенского собора Коломны, построенного накануне знаменитой Куликовской битвы московским князем Дмитрием Иоановичем в 1380 году.
Позднее, после присвоения князю почетного прозвания Донского во время правления Ивана IV Грозного, церковь и главный ее образ иконы «Богоматерь Умиление» стали также называться Донскими.
Иван IV высоко чтил эту икону, заступницу русских воинов в Куликовской битве. Известно, что перед ней он молился, готовясь к походу на Казань и заручаясь поддержкой свыше, взял ее с собой. Прославленная чудесами, она была перенесена по царскому указу в Благовещенский собор Московского Кремля.
В память о помощи иконы в избавлении от нашествия крымского хана Казы-Гирея в столице был сооружен Донской монастырь (1591 год).
Школа Феофана Грека. Богоматерь. Донская. Конец XTV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Современные исследователи склоняются считать икону «Богоматерь Донская», написанную Феофаном Греком к моменту освящения Успенского собора в Коломне, первообразом, а его самого - создателем нового типа «Умиления».
По иконографии образ «Донской Богоматери» близок «Богоматери Владимирской», но отличается от нее некоторыми деталями. Младенец сидит с согнутыми обнаженными ниже колен ножками.
Обращает на себя внимание своеобразный жест правой руки Марии, не направленной с молитвой к Сыну, но замершей у груди, чтобы поддержать ступни его ножек. По характеру написания лика и Его типологическому родству с «Богоматерью
Просящей» из Деисуса московского Благовещенского собора можно убедиться в тесной взаимосвязи этих памятников-современников.
Выражение мягкой задумчивости на лике Богородицы, смотрящей поверх Сына, характерно для икон типа «Умиление», подчеркивавших не сиюминутный, а сокрально-вневременной характер общения Пресвятой Девы Марии и Младенца Иисуса Христа.
Школа Феофана Грека. Успение Богоматери. XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Оборотная сторона «Богоматери Донской» посвящена празднику из числа двунадесятых - Успению. Строгая сцена подчеркнуто темным колоритом и точно отработанной иконографией близка византийскому кругу памятников. Траурно-многозначительна суровая статика композиции.
Художник сосредоточен на главном событии, сцене прощания с усопшей. Высокие архитектурные «кулисы» служат величественным обрамлением скорбного действа. С его земной, материальной субстанцией ассоциативно связывается скупая палитра доминирующих приглушенных теплых тонов.
В окружении непривычно темно исполненных Небесных Сил, образно выражающих непостижимую тайну мироздания, предстает чудесно явившийся Христос в золотом одеянии, сопутствуемый небесным стражем - огненнокрылым серафимом.
Его величественная фигура не принадлежит миру земному - она превышает всех своим размером. Высокий поставец со свечой, изображенный перед одром Богоматери, строгим направлением вертикали устремлен к истинному Светочу мира.
Просветленный духовидец
В древнерусской живописи Андрей Рублев приобрел славу лучшего и недосягаемого. В своих религиозных композициях он кажется просветленным духовидцем - недаром церковь причислила его к лику святых.
Современники величали инока Андрея «живописцем земли русской», имея в виду его внутреннее «созвучие» духовным исканиям русской культуры того времени, пронзительную искренность чувства, радостное умиротворение, с которым он глядел на мир.
Дивный, совершенный строй образов Андрея Рублева проецировался и на земную обитель, живущую отблесками Божественной благодати, грезящую о духовном прикосновении к ее дарам. В неустанных поисках идеала Рублев утверждал идею высшей спасительной красоты, на которой держится мир.
Андрей Рублев. Троица. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Монументальная икона «Троица» была, по преданию, написана Рублевым «в похвалу» великого молитвенника за землю русскую преподобного Сергия Радонежского.
Образная полнота выражения догматического и евхаристического смысла, вложенного в нее художником, придала ей значимость зримого «символа веры» православия и иконописного канона, производящего более убедительное впечатление на верующего, чем богословские сложные доктрины.
Это было первое изображение Троицы вне контекста ветхозаветного прообраза- «Гостеприимства Авраама».
Рублев проявляет удивительное провидение, преображая ангелов в триумвират, олицетворяющий единение и любовь Господа, в тонкой символике одежд, жестов, взаимоотношений которого угадываются Его личностные ипостаси. В рублевской иконе у всех трех ангелов - свой символ.
Кроме уже использовавшихся ранее образов древа и палат здесь за спиной Святого Духа появляется гора, знак возвышенного устремления к небесной обители Бога.
Устойчивы золотые престолы, на которых восседает Троица, и подножия, в то время как фигуры кажутся невесомыми - художник избегает сильных теней даже на ликах, золото развернутых ангельских крыльев не отягощает, одежды, переливающиеся струями изменчивого цвета, теряют определенную конкретность и кажутся как будто сотканными из света.
Образ возвышенных, идеальных по гармонии взаимоотношений Троицы наглядно выразил идею единения, соборности, которую как спасительную для Руси неустанно и вдохновенно проповедовал преподобный Сергий Радонежский.
Продолжение »
|