"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава первая - Ранняя иконопись XII-XIII веков
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Середина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Эта новгородская икона отличается ярким местным, народным «диалектом» живописи с ее непосредственностью и наивной простотой, а также необыкновенным декоративным чувством ярких цветовых контрастов и плоскостной орнаментальностью упрощенного рисунка. Изображения трех святых в рост даны на характерном ярко-красном фоне, который семантически не менее насыщен, чем охристо-золотой. Наиболее близкой оказывается его ассоциация с «жаром веры», о котором упоминает Иоанн Лествичник: «Огнь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву; по воскресении же и вознесении ее на небо бывает сошествие огня небесного в горницу души». Бросается в глаза резкая несомасштабность друг другу персонажей. В центре возвышается фигура знаменитого игумена Синайского монастыря Иоанна, прославившегося своим сочинением «Лествица», посвященном опыту нравственного совершенствования. Застывшие фигуры с суровыми ликами юного Георгия, воина-великомученика, а также землеустроителя и защитника домашнего скота, и престарелого святителя Власия - патрона животных, взирают вверх, на центральную фигуру образа, «под сенью» которой они не теряют своей значительности.
Успение. Начало XIII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконография образа в разработке сложной, многозначной программы строго следует предписанному канону и представляет византирующее направление новгородской живописи. Сюжет Успения Пресвятой Девы Марии, почерпнутый из апокрифических текстов, основной из которых - «Слово» апостола Иоанна Богослова, изображает Богородицу лежащей на смертном одре в окружении апостолов и Христа, явившегося в сопровождении ангелов принять ее душу. В этом варианте икона дополняется так называемыми «облачными» сценами чудесной левитации апостолов, переносимых по воздуху к ложу умирающей.
Соборы
Сюжеты, именуемые собором или ликом, представляют групповое изображение определенного «чина» святых. Подобные мотивы заимствовались из монументальной живописи, заполняющей храм последовательными регистрами единообразных изображений.
Тема соборности весьма распространена в русской иконописи. Многие единоличные изображения Богоматери, Христа, святителей сопровождаются окружающими их по полю многочисленными мелкими фигурками святых, которые представляют соименные заказчику и его родне образы небесных ходатаев перед доминантным персонажем. Такой тип икон называли семейным. Иногда собор ограничивается двумя фигурами, а в изображении архангела Михаила - предводителя ангельских сил - мог представлять даже и одну.
Собор архангелов Михаила и Гавриила. Фрагмент
Неразличимость поз и фигур архангелов, присущая «хоровым» иконным изображениям, приобретает здесь артикулированную разность типажей. В их совершенной духовной сущности проявляются личностные качества. В отличие от приветливо улыбающегося Гавриила, Михаил выглядит подчеркнуто мужественным. Архистратиг небесных воинств, низвергших с небес восставшего против Бога Сатану (в переводе с древнееврейского - Противника), о чем повествует апокрифическая Книга Еноха, он в этой величественной сцене остается воином. Рельефность белильных оживок, играющих на освещенных местах лика, подчеркивает его решимость.
Собор архангелов Михаила и Гавриила. Ок. 1272-1277. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Икона представляет известных архангелов, являющих миру Спаса Эммануила. Его явление в круге Славы, подобно сюжету Знамения Богородицы, - высшее доказательство небесного дара любви - Божественного воплощения в мир. Царственные одежды архангелов дополнены лорами - широкими лентами, расшитыми и богато украшенными драгоценными камнями, которые прикреплялись к плечу (в Византии они служили одним из отличительных атрибутов императоров). Торжественно-триумфальную композицию поддерживает мерный ритм жезлов с навершиями - квадрифолиями. Синий фон естественно опознается как стихия Небесного пространства - обители бессмертных. Даже по фрагментарно сохранившейся авторской живописи можно видеть отличия ростовской живописной школы; это классическая пропорциональность фигур, утонченность колорита, спокойно-величавый строй.
Продолжение »
|