Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава первая - Ранняя иконопись XII-XIII веков

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Вседержитель неба и земли

Титул Вседержитель подчеркивает «владычество бесконечное» Христа в мире. В Апокалипсисе Иоанна Богослова звучат державные слова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Апок: 1,8). Сияющий вокруг главы Христа нимб (переводимый с латыни как «облако») - символ святости. Он может быть крещатым, напоминая и о крестной смерти, и о пространственной полноте числа четыре. На кресте начертаны греческие буквы, начальные в словах «Я есмь Истинный». Сам крест подчас изображается с характерным девятикратным числом «концов», что символизирует соответствующее число ангельских сущностей, или «ликов». Их виртуальное сопутствие Христу подчеркивает всеобъемлющую силу власти Господа в мире земном и небесном. В одежде Христа традиционно присутствуют два цвета: пурпурный на хитоне и синий на плаще-гиматии. Они знаменуют, первый - царственность одеяния, подчеркнутую поперечным «клавом», полосой у плеча, а также человеческую кровность Его жертвы. Второй же связан с небесным планом бытия, присутствующим в Иисусе.

Спас Вседержитель. Конец XIII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поясное изображение благословляющего Иисуса Христа - одно из самых популярных в иконописи, его многочисленные вариации отличаются деталями написания жеста десницы и одежд, открытым или закрытым Евангелием. Образ Спасителя из тверских земель - сильный, волевой. Живопись внятна и полнозвучна как в цветовом решении, так и в твердой, жестковатой манере письма. Своеобразны черты лица Христа с укороченным расстоянием от конца носа до подбородка, впалыми щеками, изящными истонченными пальцами. Тоновые контрасты в живописи лика - от белков глаз до темно-коричневых, почти черных волос - создают сильный, настойчивый эмоциональный импульс. Кисть десницы, изображенная обобщенно-условно, четко фиксирует именнословное сложение, в котором легко прочитывается аббревиатура имени, обычно сопровождающая изображение Иисуса Христа - 1С ХС.

Спас Вседержитель. Первая половина XIII в. Ярославский художественный музей
Эта икона небольшого размера ведет свое происхождение из княжеского ярославского дома. По преданию, она была молельной для Василия и Константина - сыновей Всеволода, прославившихся как чудотворцы. После смерти братьев (Василия в 1249 и Константина в 1257 годах) образ находился при их гробнице в Успенском соборе.

Деисус с земными святыми

В греческом языке этот византийский иконографический прототип назывался несколько иначе - deesis, что значит «моление», «заступничество». Его сюжет возникает из текстов Евангелий и апокрифов. Ядро Деисуса - трехфигурная композиция с Христом в центре. По правую руку от Него (стороне, имевшей привилегированное значение) изображалась в молельной позе, склоненной в сторону Господа Богоматерь, по левую руку - Иоанн Предтеча. (Традиция изображения Богоматери по правую сторону основывается на пророчестве 44 библейского псалма: «Предста Царица одесную Тебе».) Икона словно приглашает молящихся к тайновидению, открывающему органичность духовного единения с Богом. Кажущаяся простота подобных композиций исполнена сокровенного смысла - в ее размеренности и симметрии заложен божественный принцип идеально-упорядоченной системности, называемой греками эвритмией. По письменным источникам известно, что Деисусами в Древней Руси называли собрание разных икон, установленных в ряд. Впоследствии этот сюжет станет основой русского иконостаса, дополняясь образами святых, следующими друг за другом в определенной иерархической последовательности, в соборном предстоянии которых выражается универсальная значимость для тварного мира идеи высшей Правды.

Деисус оплечный. Богоматерь, Спаситель, Иоанн Предтеча. Конец XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона была создана во Владимире Залесском. На матовой белизне фона четко «прочитываются» темные оглавные изображения. Обращение предстоящих к Иисусу Христу выражено не напрямую. Самоуглубленные и словно живущие отъединенно, Мария и Иоанн знают пути к Христу в глубине своего сердца. О значимости этого Деисуса и Небесного, помещенного далее, для русской истории и культуры можно судить по миниатюре в «Книге избрания и венчания на царство царя и великого князя Михаила Федоровича» 1672-1673 годов. На ней представлена Грановитая палата с троном, и по сторонам от него - оба Деисуса.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet