"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава вторая - Зенит русской иконописи. XIV- первая половина XVI века
Пророки Ветхого и Нового заветов
Ветхозаветные пророки - избранники Божий, на которых возлагалась ответственная миссия сохранять ядро культуры народа израильского. Для этого им приходилось неустанно «глаголом жечь сердца людей», пробуждавшим народ от «спячки» духовной лености, равнодушия и инерции житейской суеты.
Не всегда они были образованными и богатыми людьми, вспомним жизнь Илии или Амоса - простого пастуха. (Таким же бродячим проповедником выступает в Новом завете Иоанн Предтеча.)
Но общественный авторитет их был высок, недаром пророческие книги стали сердцевиной Библии и по месторасположению, и по значимости, так как в них провозглашалось будущее иудейского народа.
Предтеча в пустыне. Конец XV-XVI в. Таблетка. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иоанн Предтеча, или Креститель, - последний из ветхозаветных и первый из новозаветных пророков, указавший на долгожданное пришествие Мессии - Иисуса Христа. Наряду с Богоматерью он занимает наиболее высокое положение в христианской иерархии.
В его образе с длинными нестрижеными волосами «космочками», во власянице на теле иконопись подчеркивает назорея-аскета, посвятившего себя Богу. На разверггутом свитке - призыв Иоанна к покаянию, символ его пророчества, секира, - яркая метафора предрекаемого им возмездия нераскаявшимся.
Мотив «отсечения» имеет сакраментальный смысл: пророк погиб от меча при царе Ироде Антипе, и предвестие смерти явлено ему собственной отсеченной главой, лежащей в чаше.
Эта небольшая по размеру икона новгородского письма является одной из сторон таблетки, или «холстяной цки» - так иконописцы называли выполненную на холсте с многослойным левкасом двустороннюю живопись.
Пророки Даниил, Давид и Соломон. XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вероятно, образ входил в состав пророческого чина иконостаса. По структуре композиции со склоненными к центральной фигуре персонажами она следует Деисусу. В данной иконе в центре - царь, пророк и великий поэт Давид. Идеальный правитель, строитель Иерусалима, ставшего метафорой Града Небесного, он считается ветхозаветным прообразом Иисуса Христа.
В этой происходящей из Новгорода иконе заметны стилистические изменения, связанные с влиянием московской школы. Сияние чистых и ярких красок еще не утратили «генетической» связи с местной традицией, но в плавности и закругленности рисунка, его «красивости» проступают новые черты.
Прославление Богоматери
Отражением настроений общенационального подъема в жизни и культуре Руси к началу XV века стала живопись гимнографического жанра. Аналогичные изменения происходят в самих церковных службах, все больше заменяющих чтение молитв «песенным последованием».
Сосредотачиваясь в основном на прославлении Богородицы ликом святых, живопись доносила идею торжества православия. Тема похвалы появилась в иконописи западных русских земель в начале XIII века, ее полнокровное развитие началось позднее, с XIV века, в новгородских и суздальских школах.
К этому жанру относятся и уже упоминавшийся «Покров», а также иконы с «говорящими» названиями «О Тебе радуется», «Похвала Богородицы», «Достойно есть».
Похвала Богородицы. Вторая половина XV в. Таблетка. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта икона - пример поздней новгородской живописи, тяготевшей к мелкому изящному письму. Нарядность колорита оправдана самой темой восхваления Богородицы. Помещенная в центре иконы на «царском» престоле, Дева Мария утверждается средоточием надежд ветхозаветного народа израильского.
Его представляют пророки; в их руках визуальные символы и свитки с надписями, подтверждающими, согласно традиционному толкованию, этот образ как метафору Пречистой Девы. Над троном Богородицы иконописец поместил поясное изображение Христа Эммануила, объединив их вьющейся лентой цветочного орнамента.
О Тебе радуется. Конец XV в. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Источником сюжета послужила песнь из литургии «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род...», автором которой был Иоанн Дамаскин, богослов и поэт VII века. Иоанн со свитком стоит в подножии трона Богородицы в монашеской одежде.
Вместе с ним, кучно, представлен христианский «человеческий род», тогда как в круге райского чертога Богородицу славит ангельский хор.
Продолжение »
|