"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава четвертая - Обретения и потери. Вторая половина XVI-XIX века
Анималистическая тематика
Фольклорные сюжеты с анималистической тематикой часто использовались иконографией как в положительном значении - раскрывая тему единства всего земного мира, так и в противоположной ей теме зла, персонифицируемого в личинах змея, в облике которого предстал в раю Еве и Адаму дьявол-искуситель, или фантастического, диковинного зверя «иной природы».
Образы животных присутствуют в небесных видениях пророков, например Иезекииля, в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Изображения орла, тельца, льва совместно с ангелом были усвоены в качестве аллегорических персонификаций евангелистов.
«Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих», - пишет апостол Павел. В рассказах о жизни праведников, сталкивавшихся с животными на своем пути, их добрый союз оказывается возможным. Звери чутки к человеческим помышлениям сердца - вспомним пророка Даниила, брошенного в ров с голодными львами и оставшегося невредимым.
Чудо Федора Тирона. Конец XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Историю чуда великомученика Федора Тирона иконописец изображает очень занимательно, вдохновляясь образами русского фольклора. Герой спасает свою мать, оказавшуюся во власти Змея. Будучи коронованной в подземном царстве, она, хоть и окружена почетом, томится в чуждом ей зверином сообществе.
Сын не только освобождает мать из плена, но и поражает «нечисть», заслужив «венец славы» от ангела. Спасение происходит прилюдно, с участием «первых лиц» государства - царя и царицы.
Икона написана мастером Строгановской школы, которого некоторые исследователи определяют как Никифора Савина, в новой манере письма, пользовавшейся большим спросом в конце XVI - первой половине XVII века и отличавшейся миниатюрностью и легкостью рисунка, любовью к красному цвету и плотным, ковровым письмом.
Такие иконы уже теряли молельный, культовый смысл, превращались в восхитительное сказочное повествование, поражающее своей искусной «выделкой».
Герасим со львом. Середина XVI в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
История святого инока из лавры, что неподалеку от реки Иордана, описана в «Синайском патерике».
Неизвестный художник с наивной простотой изобразил на иконе эпизод врачевания Герасимом льва, который сам пришел к нему за помощью и в благодарность за исцеление стал домашним животным, обходившимся без привычной пищи и использовавшимся в обители для разных хозяйственных нужд.
После смерти своего спасителя лев, не в силах пережить разлуки, умер на его могиле. Такая дружба человека и зверя служила напоминанием о прошлой, райской жизни. Иконописец прибегает к темному, «живоподобному» колориту и оснащает рассказ занимательными подробностями.
Пустыню олицетворяет горный уступ с черным провалом, а за ним слева вырастает красочный город с башнями и церквами.
Неяркие краски Прокопия Чирина
Около 1620 года в Москве был создан Иконный приказ с Иконной палатой, где художники работали по заказам двора и «сильных» людей - купцов, промышленников Строгановых, Скрипиных. Прокопий Чирин попал туда уже умудренным мастером, связанным ранее со Строгановской школой.
Живопись Прокопия Чирина отличается неяркими красками, любовью к детали, умело соотносимой с большим пространством, что заставляло сильнее почувствовать ее драгоценность. По контуру фигур он прокладывал золотую кайму и использовал пробелку тончайшим золотым ассистом.
Образы Прокопия Чирина стали новым образцом искусного исполнения. После смерти знаменитого иконника в 1620-х годах ее место в палате до середины столетия пустовало.
Следует добавить, что в Иконной палате помимо «штатных» живописцев трудились так называемые «кормовые», или «записные» - иконописцы, привлекавшиеся за определенную плату к работе на время. Они также осваивали достижения лучших художников этой мастерской.
Прокопий Чирин. Никита-Воин. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона была центром находившегося в Благовещенском соборе Сольвычегодска миниатюрного складня со сценами из жизни святого. Удивительна асимметрия композиции, подчеркивающая одиночество и «малость» фигуры воина.
Оливково-охристый фон, по сравнению с предыдущей иконой, еще более сгущен, позем под ногами приобрел темный цвет. Художник демонстрирует живописный эффект, ранее не встречавшийся в иконописи, - «истончающуюся» материальность предметов.
Особенно эффектен он в изображении легкого плаща воина и облачков, окружающих Богоматерь с Младенцем. Нимб, главное отличие святого, лишь частично проявлен в изображении, он обрел мерцающие свойства, как будто художник задался целью воспроизвести его в исходном латинском значении слова - «туман», «облако».
Новые живописные приемы не нарушают полноты духовных значений образа.
Прокопий Чирин. Богоматерь Казанская. 1606. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Такой уменьшенный вариант Одигитрии - самый ранний из всех известных образцов этого типа. История появления иконы в Казани удивительна. 8 июля 1579 года девятилетней девочке Матроне явилась во сне Богоматерь и повелела ей достать свою икону, спрятанную в земле тайными христианами в дни господства магометан.
По повелению Ивана IV в ее честь был построен храм, куда и поместили чудотворный образ. Известно, что список иконы был вручен в 1610-х годах князю Дмитрию Пожарскому в помощь для борьбы с польскими интервентами. После победы на средства князя на Красной площади был построен Казанский собор, в который в 1636 году поставили этот образ.
Для него характерно использование оливково-охристых тонов в сочетании с постепенно нарастающими сильными высветлениями.
Продолжение »
|