"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава третья - Великие имена
Русские святители
В 1481 году Дионисием с артелью был написан трехъярусный иконостас в недавно построенном Успенском соборе Московского Кремля. Для того же собора ими были созданы образы митрополитов Петра и Алексея, первыми среди титулованных иерархов, канонизированных церковью.
Выдающиеся политики, они стали выразителями идеи совместного труда Русской православной церкви и государства в деле объединения Руси, а также много способствовали победам русского оружия над татаро-монгольскими завоевателями.
Дионисию были заказаны огромные иконы для парного размещения в Успенском соборе (здесь находилась и гробница усопшего митрополита Петра), что и предопределило общность их художественного решения.
Утонченно-вытянутые фигуры святителей с небольшими головами и тонкими чертами ликов своими пропорциями напоминают образцы поздней византийской живописи периода Палеологов. Идентичны положения фигур и жестов рук на некогда светло-зеленом фоне икон с благословляющим жестом десницы и воздетым симметрично Евангелием в покрытой платом шуйце.
Светлый, праздничный цветовой строй живописи придает образам звучание «хвалебных гимнов» во славу деяний святых митрополитов.
Мастерская Дионисия. Митрополит Алексий с житием. 80-е гг. XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Митрополитство Алексия длилось 24 года, вплоть до кончины в 1378 году. Во время малолетства великого князя Дмитрия Иоанновича, будущего Донского, святитель Алексий был его духовным отцом и фактическим правителем Московской Руси, активно ведя примиренческую политику с удельными князьями и ханами Золотой Орды.
Он высоко ценил Сергия Радонежского и видел в нем своего преемника. Заботами Алексия был основан ряд монастырей, построены многие храмы. Митрополит прославился чудесами исцеления, самое известное из которых - возвращение зрения жене хана во время поездки в Орду. Этот сюжет неизменно присутствует в житийных клеймах иконных образов святителя.
Мастерская Дионисия. Митрополит Петр с житием. 80-е гг. XV в. Успенский собор, Кремль, Москва
Митрополит Петр, сподвижник Ивана Калиты, строгий аскет и чудотворец, был сам не чужд искусству. С его именем связывают образы «Петровская Богоматерь», «Спас Ярое око» начала XIV века из Успенского собора Московского Кремля, хотя признаков сходства между ними нет. Родом из Волыни, он был пострижен в монахи 12-ти лет.
Поставленный в 1308 году в русские митрополиты патриархом Константинопольским Афанасием, он, поверив в великое будущее Москвы, перенес в нее свою митрополию и заложил Успенский собор, - это событие запечатлено в левом ряду клейм. Святой пребывает в отрешенном, молитвенном состоянии. Подчеркнута плоскостность нарядного облачения - саккоса, дополненного омофором, и белого клобука на голове.
О скорби и радости
О Дионисии известно немного. Его имя встречается в упоминаниях об украшении храмов, где он много потрудился. В основном это фрески в соборах Пафнутьева Боровского монастыря, Волоколамского монастыря, в церкви Спаса Чигасова монастыря, в московском Успенском соборе, а также в храме Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, из которых сохранились только последние.
Объемные стенописные работы, а также многие иконы художник исполнял совместно с бригадой, члены которой приобретали его стиль и навыки письма. Живопись Дионисия и его школы на протяжении XVI века считалась образцом для русских иконописцев.
В числе иконописных работ, связанных с именем знаменитого мастера, образы Распятия и Сошествия во ад - ключевые для христианства. Вслед за скорбной кульминацией Крестных мук Спасителя неотрывно следует одна из граней темы Его Воскресения - Триумфа Христа, который «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Мастерская Дионисия. Сошествие во ад. 1502. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Литературный прототип иконы «Сошествие во ад» - апокрифическое Евангелие от Никодима, сообщающее об освобождении Христом праотцов, томящихся в «бездне отпадения». Первым Он протягивает руки Адаму и Еве, увлекая за ними всех остальных. Эта икона украшала местный ряд иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Авторство самого Дионисия пока не находит неопровержимых доказательств, но в живописи выдержан его стиль. Образ пронизан ликующим настроением: облегченные фигуры готовы воспарить, светлая красочная палитра с преобладанием бирюзовых тонов звучит гимном радости в честь воскресшего Спасителя.
Дионисий. Распятие. Ок. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона происходит из Павлово-Обнорского монастыря близ Вологды. Для традиционного сюжета художник находит собственное решение. Изогнутая фигура распятого Христа так истончена, что кажется знаком, колеблющимся между миром земным и небесным, на рубеже Великого Исхода.
Так же утонченны фигуры Богоматери и поддерживающих ее женщин, Иоанна Богослова с Лонгином-сотником, одним из уверовавших римских воинов. Силуэт распятия словно «расцветает» в окружении слетевшихся ангелов.
Продолжение »
|