"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава первая - Ранняя иконопись XII-XIII веков
Оранта
По латыни молящийся - орант, отсюда название этого типа иконы. Они известны еще по раннехристианским росписям в катакомбах - с изображением как мужских, так и женских фигур. Христианин, предстающий в жесте адорации, моления, просит у Бога для себя «суда милостивого». Богоматерь - заступница за всех верующих, поэтому так значимо ее участие.
Фигура с разведенными руками, укутанная длинным платом, впечатляюще монументальная, устойчивая, изображалась строго фронтально. Недаром в храмовой росписи такие Оранты помещались в конхе - верхней части алтаря. Вознесенные к «небу», которое символически представлял купол, они зримо являют посредничество между горним и дольним мирами. Часто изображение Богородицы получало особые эпитеты-прозвища, отражавшие людские упования на защиту.
Так, например, у древних киевлян изображение Оранты (XI век) в Софийском соборе именовалось Нерушимой стеной.
Иконографический тип Оранты получил распространение в расширенных по смыслу вариантах.
Богоматерь Оранта-Великая Панагия. XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Некоторые исследователи склонны считать автором этого замечательного произведения киевского мастера Алимпия Печерского, жившего в конце XI - начале XII века, однако официально происхождение иконы связывают с Ярославлем и княжеским двором Константина Мудрого, старшего сына Всеволода III Большое Гнездо.
Внушительные размеры иконы, украшавшей Спасо-Преображенский монастырь, обобщенные формы фигуры Богоматери говорят о ее возможной функции как заалтарного образа, хорошо видного с дальнего расстояния. Наряду с «Богоматерью Владимирской» она стала культовым образом, особо значимым во владимиро-суздальских землях, где гордились своим почитанием Пречистой Девы Марии.
Сияющая золотом изысканная живопись вызывала ассоциации с мусией - так называли на Руси мозаичные образа. Можно предположить, что писалась икона под впечатлением от Киевской софийской Оранты. Вариант с изображением на груди Младенца Спаса Эммануила имел у греков собственное название - «Богоматерь Великая Панагия», что значит Всесвятая.
Освящение Марии зна-менует образ ее Богомладенца, раскрывшего руки в благословляющем жесте. Круглая форма щита на ее груди наследует римскую традицию ношения медальона с портретом императора и соотносится с идеей вечности.
Богоматерь Знамение. Первая половина XIII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Происхождение самого раннего русского извода-прототипа этой иконы связано с Новгородом. Поясной вариант образа Богоматери Оранты типа Панагии получил на Руси особое название - «Знамение», переводимое со старославянского как «чудо». Согласно толкованию богословов, этот сюжет непосредственно связан с Благовещением, когда Дева Мария получает знамение от Бога о грядущем материнстве.
Красный и светло-охристый цвета преобладают в изображении, симметрично уложенные складки мафория подчеркивают величавость и незыблемую силу образа. Миловидный, античного типа лик Девы создавался под впечатлением византийских образцов. «Богоматерь Знамение» стала важнейшей святыней Новгорода и особенно прославилась во время междоусобной брани с суздальцами в 1170 году.
Ангельский лик
Опираясь на большую часть библейских упоминаний о явлении ангелов - проводников Божьей воли, иконописцы придавали им андрогенный облик. Как существа духовные, но сотворенные и потому ограниченные, они нуждаются в помощи силы Божьей.
В их функции входит управление Вселенной и всех живущих в ней, вплоть до каждого человека, к которому при рождении приставляется свой ангел-хранитель. Церковь разделяет ангелов по роду их служения на девять чинов, из которых изображается только 5: ангелы, архангелы, престолы, херувимы и серафимы.
В именах самых известных архангелов (Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Варахиил, Иегудиил, Салафиил, Иеремиил) присутствует окончание «ил», которое в западно-семитском варианте звучит как «эл», означающее Бог.
Все Силы Небесные прославляются 8/21 ноября вместе с архистратигом Михаилом, их предводителем.
Явление архангела Михаила Иисусу Навину. Вторая четверть XIII в. Успенский собор, Кремль, Москва
Предание связывает происхождение этой иконы с московским князем Михаилом Хороборитом (братом Александра Невского), строителем церкви своему тезоименитому небесному покровителю на месте, где позднее ее сменил Архангельский собор.
Уже сам факт принадлежности иконы к ранним московским памятникам, учитывая отсутствие других уцелевших образцов живописи этого периода, придает ей особую значимость. Нарочито застывшая фигура архистратига с вознесенным мечом в руке ассоциируется не с реальным изображением, но с плоской проекцией образа, явленного из надмирного пространства.
Нарушение масштабной соотнесенности персонажей знаменует сверхреальность события. Карающий жест архангела дает понять коленопреклоненному иудейскому военачальнику Божье произволение решительного завоевания ханаанских народов, предназначенных лечь в «подножие ног» народа избранного.
Продолжение »
|