Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава вторая - Зенит русской иконописи. XIV- первая половина XVI века

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

С любовью к братьям меньшим

Большой спрос в среде простого люда имели иконы святых, покровительствующих домашним животным. В их культе живы идущие от язычества верования в раздельные функции каждого святого. Образы таких Божьих угодников, по происхождению простолюдинов, имевших навыки работы в той или иной отрасли хозяйства, были очень привлекательны для народного поклонения. Братья Флор и Лавр, выходцы из Фракии, почитались как коневоды. Священномученики греческого происхождения Власий и Спиридоний также опекали домашний скот. Уже будучи епископом Тримифунтским, Спиридоний не мог отказаться от привычной ему шапки, сплетенной из ивовых прутьев, и простого пастушеского посоха. Он считался также и покровителем земледелия. А о Власий, епископе Севастийском, греческий писатель Иоанн Геометр отзывался как о «великом страже быков». Иконы, посвященные таким «отраслевым» святым, в основном сохранила новгородская иконопись.

Власий и Спиридоний. Ок. 1407. Государственный Исторический музей, Москва
С прямодушной наивностью сюжет воспроизводит вселенских епископов в церковном облачении, перенесенных из небесных эмпирий на лоно природы. Около них пасутся разнообразные животные, чьи яркие «разномастные» цвета подразумевают множество видов и пород. Необычайно трогательно выглядит вытягивающий шеи и взирающий с надеждой на святых скот. Восседающие на престолах епископы благословляют зверье - с произволения самого Христа, Творца всякой твари и Подателя жизни, предстающего над ними в небесном полукружии. Живописный контраст интенсивных цветовых пятен, заполняющих почти всю поверхность иконы, усиливает радостное эмоциональное воздействие.

Чудо о Флоре и Лавре. Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Новгородские иконописцы сами разработали сюжет «Чуда о Флоре и Лавре» - в поисках более наглядного, «толкового» образа. Развернутая по вертикали композиция иконы с большим мастерством изображает несколько сцен, главная из которых - само чудо явившегося братьям архангела Михаила, согласно преданию, научившего их объезжать диких лошадей. Архангел представлен вручающим Флору и Лавру поводья укрощенных коней, вороного и белого. Огрогая симметрия этой сцены сменяется более свободной в нижней части, где изображены коневоды, пригнавшие табун на водопой. Они тоже святые, и каждый имеет искаженную на русский манер надпись замысловатого греческого имени.

Чудо Георгия Озмие

Множество икон посвящено Георгию, любимому святому в новгородских землях, где чуть не половина церквей названа в его честь. Сюжет о борьбе Георгия Победоносца со змием, отражение древнейших космогонических представлений о противостоянии Добра и Зла, естественно сливался с русскими народными сказками и былинами о богатырях, побеждающих Змеев Горынычей, чудищ поганых и прочую нечисть. В народной среде Георгий прозывался Егорием Храбрым и приобрел дополнительные, насущные для крестьян функции - покровителя земледелия и скотоводства. В народе говаривали: «Егорий Храбрый - зиме ворог лютый». Отметив 23 апреля (6 мая по новому стилю) его праздник, хлеборобы приступали к весеннему севу.

Святой Георгий. Начало XTV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Эту большую по размеру новгородскую икону с ее наивно-фольклорной версией отличают несомненные родовые признаки местной школы. Она относится к разряду житийных икон, получивших распространение в то время, и на полях ее запечатлены «страсти» - сцены мучений святого. Средник иконы занимает изображение собственно «чуда», когда внезапно явившийся на белом коне Георгий освобождает царевну, поименованную здесь Елисавой. Восхищенные родители из высокой городской башни наблюдают за спасением любимого чада от неминуемой гибели. Художник не изображает собственно баталию, а только умозрительно намекает на нее, представляя персонажей иератическими знаками, из взаимосвязанного набора которых составляется смысловая модель события.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet