Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава вторая - Зенит русской иконописи. XIV- первая половина XVI века

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Спас Яркое Око

Такой тип образа взыскательного Судии известен был в Византии и особо почитался в эпоху династии Палеологов. С ним перекликаются современные ему русские иконы. Они не получили большого распространения: Бог милующий и прощающий, благой и человеколюбивый был ближе раздольному, не утратившему языческого жизнелюбия мироощущению восточного славянина. В более поздних изображениях русские иконописцы вольно или невольно смягчают жесткое и требовательное выражение лика Спасителя, придавая ему иной характер. Сам эпитет «Ярое Око» возник позже, в XVII веке в среде старообрядцев, призывавших впавших «в прелесть» реформаторов церкви покаяться, дабы избежать гнева Владыки всех.

Спас Ярое Око. XIV в. Успенский собор, Кремль, Москва
Необычно темный лик Спасителя с преувеличенной мимикой, кажется, с болью и горечью глядит на род человеческий, все еще далекий от совершенства. Такая психологическая сила образа сродни новгородским памятникам - иконе «Спас Нерукотворный» и будущему купольному изображению Пантократора в церкви Спаса на Ильине, которые напишет Феофан Грек в конце XTV века. Бросаются в глаза и другие особенности письма иконы - нетрадиционные голубой и темно-синий цвета одежд, асимметричный скос головы Спасителя.

Спас Ярое Око. Конец XIV -начало XV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображение оглавного Спасителя необычно отсутствием нимба. В изящные прориси медальонов вписаны сокращенно имя Христа и название иконы - «Царь Славы», по одному из Его титулов, звучащих в тексте литургии. Удлиненная форма головы не характерна для образов Христа. Трудно опознать в Его облике «ярость» - у Спасителя скорее задумчиво-напряженное, а не гневное выражение.

Покров

Образы на этот сюжет посвящены празднику в честь Богородицы, который возник в связи с ее явлением в знаменитом Влахернском храме Константинополя. Интересно, что праздник вошел сначала (с XII века) в обиход русской церкви, а затем уже и в Византии. Чуда лицезрения Пречистой Девы были удостоены Андрей Юродивый (умер в 936 году) и его ученик Епифаний. Во время вечерней службы духовидцу явилась Богородица, которая молилась перед алтарем «на воздусе» и затем, сняв с себя покрывало, распростерла его над присутствующими. Появление в храме Девы Марии воспринималось верующими как ее благоволение храму, одной из главных святынь которого был хранящийся здесь покров Богородицы.
Большую популярность сюжет обретет на Руси с XTV века, что отразит потребность общества в жизнеутверждающих идеях. Он привнес новый символический оттенок в гимнографию Богородицы - «милостивой Помощницы», в молитве которой в тропаре 4 гласа звучат слова: «Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла». Празднование Покрова, отмечаемого на Руси 1/14 октября, сливается с гранью в годовом цикле - наступлением зимы.

Покров. Рубеж XTV-XV вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона новгородской школы представляет участников службы в четком симметричном делении отдельных сцен под сводами характерно русского пятиглавого собора. Выделяется центральная, несколько неуклюжая фигура Богоматери в позе Оранты, вознесенная над Царскими вратами на пурпурном облаке. Над ней дугой распростерт покров, удерживаемый с двух сторон ангелами. Вместе с прихожанами она молится, обращаясь к Христу, торжествующий лик которого осеняет происходящее действо, представая над покровом в центральном проеме - нефе. Его присутствие в церкви подразумевается извечным согласно пророчеству: «Господь посреде нее да не подвижется». Ярусом ниже располагаются лики ангелов и святых епископов, на земле - апостолов с Иоанном Предтечей. С правой стороны от них оживленной позой выделяется Андрей во власянице, обращенный к стоящему рядом молодому Епифанию. Все действующие лица четко «пересчитаны», они свободно размещены в поле иконы. Несколько грубоватое письмо с празднично сияющими красками по-народному основательно и конкретно. Большое внимание художник, облегчая понимание происходящего молящимися, уделил поясняющим надписям.

Покров. XV- начало XVI в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконография аналогичного сюжета работы мастера московской школы значительно отличается от новгородской. Она более замысловата и изящна. Тоньше сгармонированы цветовые и ритмические отношения. Вместо четкого трехнефного деления храма здесь символически, посредством велума-покрывала, переброшенного от одной палаты к другой, обозначен цельный интерьер. Тонкой лентой изогнулся покров в руках парящих полуфигурок ангелов. Вознесенная фигура Оранты пребывает «на воздусе» без какого-то подножия. Художник добивался ритмического разнообразия композиции, используя различные формы построения групп предстоящих и архитектурных сооружений. В центре храма на амвоне стоит архидьякон Роман Сладкопевец, служивший во Влахернском храме в конце V - начале VI века и прославившийся чудесно обретенным в храме прекрасным голосом и поэтическим талантом. Среди присутствующих на вечерней службе, кроме Андрея с учеником, выделяются император Лев VI с нимбом и епископ. Чернеют клобуки преподобных отцов. Живопись московского мастера с ее сближенными отношениями тонов и тонкостью исполнения приобретает изысканную пластичность.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet