Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава вторая - Зенит русской иконописи. XIV- первая половина XVI века

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Апокалипсис

На Руси 7000 год по старому летосчислению - от сотворения мира (1492 год н.э. - от Рождества Христова) люди встречали со страхом, ожидая «конца света», не решаясь даже составлять таблицы новых Пасхалий. Символически число 7 означало дни творения Богом мироздания. Восьмерка же в иконографических знаках (например, в лучах звезды, образующейся из двух наложенных друг на друга квадратов, в нимбе Бога-Отца, символе Софии Премудрости Божьей) трактовалась как «день» будущего века. В иконописи в этот период большое распространение получают темы Страшного суда и других апокалиптических пророчеств. Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) - заключительная книга Нового завета. Она описывает итог мироздания, конец которого неизбежен, ибо, сотворяя однажды мир, Бог полагает и его завершение. В огромной по размерам иконе художник иллюстрирует это сложное мистическое сочинение, уверенно фиксируя трансцендентные видения.

Апокалипсис. Ок. 1500. Успенский собор, Кремль, Москва
Неизвестный создатель иконы выдающимся мастерством не уступает своему прославленному современнику Дионисию. Не имея определенного прототипа, художник использовал некоторые сложившиеся в иконографии образы сцены Страшного суда, однако многое ему пришлось придумывать самому. Задачу естественного сочетания многочисленных сюжетов Апокалипсиса в единой живописной композиции он выполнил блестяще. Страшные пророчества почти всех глав Откровения приобрели в иконной транскрипции условную обобщенность и декоративность, в которой ясно звучит лейтмотив надежды на спасение. Крупно взятый фрагмент иконы позволяет убедиться, насколько легко и свободно написаны фигуры. Острая наблюдательность художника проявилась в умении отметить прочную посадку всадников в седле, разнообразить движение мчащихся коней, не утрачивая ощущения слитности группы.

Преподобные

В числе канонизированных церковью подвижников почетное место занимают чернецы-монахи, «земные ангелы и небесные люди», по определению Саввы Освященного, основателя Великой лавры в Палестине в VT веке. Их жизненный подвиг был связан с аскезой, уходом из мира, что символически обозначала смена имени. Уединение известных церкви святых сменялось со временем общежитием, и в окружении братии они становились игумнами, занимались экономическими вопросами и подчас активно вели весьма значимую общественно-политическую деятельность. К числу таких особо титулованных преподобных относятся Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры, и Кирилл Белозерский, по имени которого назван монастырь неподалеку от Белого озера. Образы преподобных - один из ранних опытов «портретной» живописи. Так, Сергий Радонежский был запечатлен еще при жизни племянником Федором, и этот документальный источник использовался в последующих изображениях святого. Общероссийскую любовь и известность отец Сергий стяжал «печалованием» о судьбе родины, неустанным пастырским трудом по примирению враждовавших удельных князей, а также по единению народа в борьбе против татаро-монгольского ига.

Кирилл Белозерский. Середина XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Икона происходит из Кирилло-Белозерского монастыря, обители святого. Преподобный облачен в одежды «скромных» тонов - в Древней Руси никто не носил черных одежд. Его темный, подчеркнуто статуарный силуэт на золоте фона отличает особая легкая грация, выраженная в истонченных чертах лика и перстах крошечных рук. Десница святого поднята в благословляющем жесте, знаменующем имя Иисуса Христа, в другой он удерживает взлетающий свиток со словами проповеди. «Философское» чело идеально вписывается в круг, напоминая о совершенном и сосредоточенном умозрении. Хрупкий образ подвижника напоминает о подвиге духовного совершенствования, к которому призван человек. Судя по отпилу в нижней части иконы, этот образ, вероятно, был изначально представлен в полный рост.

Преподобный Сергий Радонежский с житием в 12 клеймах. XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображение Сергия Радонежского, следуя принятому канону, представляет святого в возвышенном состоянии «молитвенной тишины». Темные краски лика создают ощущение огрубевшего загара. «Бытейные» клейма простодушно пересказывают основные эпизоды из жизни святого: его уход пустынножительствовать после смерти родителей из городка Радонеж, постройку юным Варфоломеем (имя, данное при рождении) вместе с братом Стефаном церкви в честь Пресвятой Троицы - как объясняет Епифаний Премудрый, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мира». Дальнейшее повествование посвящается деятельности преподобного как игумена монастыря, пастыря русского народа.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet