Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава первая - Ранняя иконопись XII-XIII веков

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Из Византии, центра православной ойкумены на Русь прибывают потребные для богослужений иконы (что на греческом языке означает «образ», «изображение»), которые распространяются в копиях. В исполнении таких «списков», вероятно, участвуют и приезжие мастера-греки, обучая недавно приобщившихся к христианству русских неофитов. Ранних памятников русской живописи немного, и доминирующей в них стилевой основой оказывается прививаемая византийская. Однако уже тогда проявляется русская самостийность, узнаваемая в обобщенности формы, в некоторой грубоватости исполнения, в обостренной физиогномике, в использовании народных орнаментов, в смелой палитре. Наиболее яркие образцы «местного диалекта» в иконописи рождаются в Новгороде. По размерам и возвышенно-строгому стилю многие древнейшие русские иконы сопоставимы с монументальной фресковой живописью, по соседству с которой они и помещались, а при отсутствии росписи в храме замещали ее. Полуфигура или изображение в полный рост преимущественно на золотом фоне - такими предстают древнейшие образа. Обретение их нами через тернии многовековой истории стало возможным благодаря искусному и кропотливому труду реставраторов.
Утраты живописи и многочисленные поновления, так называемые «чинки», которым подвергались на своем веку иконы, - это своеобразные «рубцы времени», затрудняющие сейчас их восприятие в начальном, авторском замысле. За позднейшими наслоениями реставраторы на каких-то участках иконных досок подчас даже не обнаруживают сохранившегося исходного красочного слоя, так что русскую икону как понятие приходится складывать, подобно мозаике, из «кусочков» живописи различных эпох.

Спаситель мира

Среди множества имен Иисуса особенно значимо имя-эпитет Спаситель, или сокращенно Спас. В нем выражено упование на избавление человека от ужаса небытия обреченного, после грехопадения в раю Адама и Евы, смерти. В Евангелиях открывается весть надежды, звучащая из уст воплотившегося во плоть человеческую Нового Адама - Иисуса Христа: «Я есмь путь и спасение» и «Верующий в Меня не умрет, но будет иметь живот вечный». Поправ естественный закон смерти, Христос воскрес и явился своим ученикам, чтобы убедить их в возможности невозможного. Его первым словом, обращенным к ним, было «Радуйтесь!» - так свершилось преображение мира. Иконные образы Спасителя разнообразны по типу, представляя Христа в вариациях от полноростовых до оглавных. Его лик обычно идеально прекрасен, он озарен светом прозрения: «Я увидел лице Бога, и душа моя была спасена» - так определил чувства истинно верующего христианина поэт и богослов VIII века Иоанн Дамаскин. Необычайно разнообразны эти образы и «портретными» характеристиками, и выражениями лика. В одних случаях они подчеркивают строгую взыскательность, в других - благожелательное всепонимание Спасителя. Важнейшую роль в сложении иконы Богочеловека сыграли Его уникальные, запечатлевшие реальную телесность облика так называемые нерукотворные образы - «Плат царя Авгаря», относящийся к периоду учительства, «Полотно Вероники», связанное с крестным путем Его на Голгофу, и «Туринская плащаница», известная своим отпечатком в негативном светоотражении тела умершего Христа.

Спас Златые власы. Ок. 1200. Успенский собор, Кремль, Москва
Такой тип иконы, включающий, кроме лика, и часть торса по плечи, называется оплечным. Фоном для него служит только перекрестие, в то время как круглый нимб отсутствует. Близкие аналоги подобного образа известны по византийским памятникам. Вдохновенно-волевым предстает лик Христа с устремленным вдаль, мимо зрителя, взглядом, но в Его идеальной возвышенности предполагается Судия внемлющий, доступный человеку. Художник, акцентируя сакральную значимость образа, «одарил» Его многочисленными изображениями драгоценных камней, эмалей в разноформатных медальонах. Примечательная особенность этой иконы, обусловившая и ее название, - необычно светлые, золотые волосы Иисуса.

Спас Нерукотворный. Середина XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Это наиболее строгий и классический образ Спасителя, одна из самых прославленных святынь древнего Великого Новгорода. Вознесенный на стяги, он стал победоносным знаком русского воинства. Квадрат поля, круг нимба, перекрестье и четкая графика черт лица и овала головы складываются в непреложность эмблемы. История появления протографа связана с преданием о чуде сотворения облика самим Иисусом. Уверовавший во всемогущество Христа Авгарь, царь далекого города Эдессы, страдавший тяжкой болезнью, послал к Нему своего подданного с приглашением навестить его. Иисус не имел возможности совершить дальнее путешествие и, утершись, послал плат, на котором проявился Его лик, страждущему Авгарю. Тот, получив подарок, исцелился и установил образ над городскими вратами.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet