Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава первая - Ранняя иконопись XII-XIII веков

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Воины-великомученики

В Руси средневековой, когда бранные стычки, сражения и набеги врагов почти не прекращались, образы воинов-христиан имели важнейшее значение. Они, даруя надежду на свое покровительство, воодушевляли единоверцев на ратные подвиги. Русские князья видели в них олицетворение силы княжеской власти, так как их традиционно изображали в богатых доспехах, часто величественно восседающими на тронах. Церковь признавала высокий духовный авторитет мучеников. Среди первых христиан, гонимых за веру, наиболее известными стали так называемые вселенские святые - Георгий и Дмитрий. Хотя их полководческие заслуги дошли до потомков в виде мифологизированных сказаний о борьбе с чудищем-змеем (Георгий) или неким царем Колуяном (Дмитрий), они стали в первую очередь именно олицетворением воинской доблести. Немыслимая сила духа, стоящая ратных подвигов, была ими проявлена при истязаниях, которым они подверглись за веру. Как напоминает толкование церковных служб «Скрижаль», составленное греком Нафаниилом, церковь «от апостолов основана... и от мучеников совершенна».

Святой Георгий. XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, заложенного в 1019 году, где, видимо, была главной святыней. Ее большой размер (высота 230 см) не соответствует размеру и форме первоначальной алтарной преграды, поэтому она могла относиться к числу заалтарных или «настолпных». На некогда золотом фоне четко выделяется крепкая, рослая фигура Георгия. Многочисленные утраты живописи затрудняют возможность составить представление о первоначальном лике воина и деталях воинского снаряжения.

Дмитрий Солунский на троне. XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На ростовской иконе, не избежавшей поздних записей, великомученик из города Солуни представлен владыкой, в горделивой позе восседающим на троне. Неподвижно и надменно его лицо, словно обращенное в сторону невидимого врага, - недаром он готов вынуть из ножен меч, символ светской власти, твердой и непоколебимой. Приподнятая и декларативно-отточенная содержательная основа иконы убедительно передает дух времени - мужественный, суровый, напряженно-воинственный.

Архиепископ Мир Ликийских

Среди христианских святых нет более прославленного и любимого в народе, чем святитель Николай - «великий чудотворче», «ангелов собеседниче» и «человеков наставниче». На Руси сложились поговорки: «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «Нет за нас поборника супротив Николы». Такая необычайная популярность архиепископа из далекого города Миры в области Ликия (сегодняшняя Южная Турция) объяснялась его образом жизни, наглядно воплощавшим Христову притчу о любви к ближнему. Кому только не помогал в трудных жизненных ситуациях святой! По кратко перечисляемым в хвалебном Акафисте в честь святого подвигам он - «алчущим кормитель, болящим исцеление, утешитель скорбящих, мертвецов оживление, страждущим помощник, по морю плавающих кормчий...» и так далее - сведущий христианин легко восстанавливает конкретные обстоятельства этих деяний. Святитель прославился и своей нетерпимостью к нечестивцам-еретикам. Так, согласно церковному преданию, обличая на Никейском соборе в 325 году александрийского епископа Ария, отказывавшегося признать единосущную природу Троицы, он не удержался от рукоприкладства, за что поплатился лишением епископского сана.

Святитель Николай с избранными святыми. Конец XII - начало XIII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ранние изображения святителя, следуя византийской иконографии, представляют его по-портретному крупно, в полуфигурном формате, приближая к молящемуся. Безымянный новгородский иконописец, не будучи слишком искушенным в живописи мастером, по-своему, с большой выразительностью представляет облик Николая. Плоскостно-упрощенное при изображении фигуры письмо «оживает» на лике святого, приобретает экспрессивность в сумрачных «притенениях», асимметрии глаз и угловатых бровей, непомерно вытянутом черепе.

Святитель Николай. 1294. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Изображение святителя Николая часто дополняется эпизодами «Никейского чуда», заимствованными из византийской живописи XI века. Оно связано с преданием о «вердикте» высшего суда вслед неправедного суда земного, лишившего святителя сана. Явившись заключенному в темницу Николаю, Христос и Богоматерь «восстановили» его права, вручив Евангелие и омофор - ленту с крестами - символы епископской власти. Икона (из церкви Николы па Липне близ Новгорода) отличается подчеркнутой декоративностью.   Продолжение »


Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet