Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава вторая - Зенит русской иконописи. XIV- первая половина XVI века

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Батальный жанр

Батальный сюжет - явно не иконный, его не найти в византийской живописи, что позволяет считать новгородских иконописцев пионерами этого жанра. Появление такой темы было вызвано жизненными реалиями: отношения Москвы и Новгорода приобретали все более конфликтный характер. Настроения непокорных новгородцев поддерживались «патриотическими» преданиями, способными воодушевить горожан на борьбу с московитами. Сюжетом показанной здесь иконы послужило знаменательное для новгородцев событие 1169 года. Тогда войска суздальского князя Андрея Боголюбского безуспешно пытались взять приступом город. Новгородцы главную роль в той победе отводили заступнице города, иконе «Богоматерь Знамение». Как известно, судьба оказалась немилостивой к новгородцам. Три века спустя, в 1478 году, Московское государство положило конец самостоятельности Новгорода.

Битва суздальцев с новгородцами. Середина XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Композиция иконы построена ярусами, позволяющими «построчно» пересказать канву исторических событий. Бросаются в глаза измельченность образов, их изящество, свойственные скорее миниатюре. Уже используется не характерный красный фон, но классический охристо-золотой. Эти особенности живописи свидетельствуют об изживании типично новгородских стилевых традиций.

Отцы церкви

Отцами Церкви называют епископов, ее высших иерархов, к которым примыкают вселенские учители - выдающиеся теологи и просветители. Отцы, или Пастыри (Христос обращается к Петру: «Паси овцы моя»), призваны «созидать тело Христово» в литургическом богослужении и хранить чистоту церкви. Среди вселенских учителей наибольшим авторитетом пользуются теологи IV века Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. Уподобляя их трем древним патриархам Аврааму, Исааку и Иакову, церковь имеет ввиду духовно-мировоззренческую близость теологов. В иконописи они также часто изображались вместе, собором. Немногословная «портретная» характеристика святых, почерпнутая из канонических справочников, называемых «толковыми» и «лицевыми» подлинниками, позволяет и без подписи узнать каждого: у Иоанна Златоуста небольшая борода, недлинные «кудрявы власы», у Григория Богослова «брада недолгая, но густая и широкая», у Василия Великого «брада длинная и редкая».

Царские врата с изображением Иоанна Златоуста и Василия Великого. Вторая половина XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Чести быть изображенными на столь почетном месте храма, как Царские врата, Иоанн Златоуст, епископ Константинопольский, и Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской удостоились как творцы литургии - главной церковной службы в христианской церкви, переводимой с греческого как «общественное дело, служение». Их склоненные фигуры в традиционной позе моления, характерной для сюжетов Деисуса, предстоят престолу в центре алтаря - «святая святых» в храме. В руках Иоанн Златоуст и Василий Великий держат развернутые списки с текстами службы. Экспрессивное искажение ликов святых было сильно действующим выразительным приемом, характерным для самобытно-наивных провинциальных мастерских. В их мудром согласии и единении прославляется величие Творца, дарующего разумение и откровение своим верным пастырям народов, основателям ортодоксального богословия. В русской иконописи изображения Отцов Церкви на Царских вратах известны в период с XIII до второй половины XVI века. С середины XIV века используется вариант украшения врат также фигурами евангелистов, который со временем приобретет повсеместный характер.

Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. Первая половина XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Великомученица, чье имя Параскева с греческого языка переводится и как «пятница», и как «приготовление», почиталась в житейской среде в качестве покровительницы торговли и женского рукоделия. В контексте данной иконы имя Параскевы обретает метафорический смысл именно «приготовления»: в литургической службе, совершаемой Святыми Отцами, оно подразумевает приготовленные Святые дары для причащения после таинства исповеди. Иными словами, Параскева становится и соучастницей, и объектом священнической миссии.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet