"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава четвертая - Обретения и потери. Вторая половина XVI-XIX века
Григорий Угрюмов. Спаситель. 1803. Иконостас Казанского собора, Санкт-Петербург
Образ Спасителя в рост в паре с Богоматерью фланкируют врата в южный придел собора. Академическая выучка Григория Ивановича Угрюмова (1764-1823) с ее требованием безупречности профессионального мастерства как нельзя лучше соответствует величественной классической архитектуре храма.
Фигура Христа выступает из некоего затемненного пространства как чудесное явление. Художник подчеркивает в своем образе Спасителя традиционную идею искупительной жертвы.
Виктор Васнецов. Святой равноапостольный великий князь Владимир. 1880-1890-е гг. Фрагмент иконы из иконостаса. Владимирский кафедральный собор, Киев
Художник, вдохновленный «народным делом» возрождения «русского Ренессанса» в христианстве, с огромной ответственностью относился к созданию образов выдающихся святых в храме, возводимом по случаю 900-летия Крещения Руси.
Их живописное мастерство несомненно, оно в первую очередь осязательно-чувственно и эффектно, в то время как внутреннее состояние героев отличается единообразным волевым, преувеличенно энергичным посылом, но не духовным просветлением.
Недаром философ и публицист Василий Васильевич Розанов отметил ретроспективный, эстетический характер образов Васнецова.
Не оборвавшаяся связь времен
Вслед национально-романтическому стилю Виктора Васнецова в иконописи начала XX века нашла отражение стилистика модерна, казалось бы, сугубо светского по своему мировосприятию.
Ее изысканно-блеклая цветовая гамма и прихотливо стекающая, извилистая линия контура, обладающие несомненным эстетическим магнетизмом, находят приверженцев и у таких новаторов формы, как Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, и у художников-традиционалистов.
Невостребованные в Советском государстве, проводившем атеистическую пропаганду, иконописцы были вынуждены иммигрировать или искать себе иное поприще, как это случилось с мастерами владимирских сел.
Большой известностью среди работавших за пределами России иконописцев пользовался Круг Георгий Иванович, в монашестве отец Григорий (1908-1969). Множество его икон украшает православные церкви, преимущественно французские.
С началом восстановления в 80-х годах церковной деятельности в России, реконструкции и строительства храмов профессия иконописца становится вновь востребованной. Многие мастера считали своим долгом обратиться к традициям древнерусской живописи.
Ярким примером внимания к образам прошлого является иконописный труд отца Зинона (род. в 1953), пребывавшего многие годы в Псково-Печерском монастыре и ныне живущего в глухой деревне. Его иконные образы украшают не только родную обитель, но и Троицкий кафедральный собор города Пскова, храмы Троице-Сергиевой лавры и Свято-Данилова монастыря.
Он первым из когорты иконописцев был удостоен звания лауреата Государственной премии России в 1995 году.
Георгий Круг. Серафим Саровский. 1959. Фрагмент иконы из иконостаса. Церковь Серафима Саровского, Монжерон, Франция
Коленопреклоненный молитвенник Серафим Саровский, известный в миру как Мошнин Прохор Исидорович, кажется вознесенным к самой Божьей обители, так участливо близко прильнул к нему Иисус Христос. О чистоте помыслов святого свидетельствует свечение белого цвета, превалирующего в изображении.
Поиски индивидуальных черт выразительности художника проявляются в утонченной графике с ее текучими, словно напевными линиями, блеклыми красками палитры. Характерная новация модерна, почерпнутая из восточной живописи, угадывается в легких вертикальных столбцах надписей, парящих по сторонам фигуры преподобного.
Отец Зинон. Святой Мелхиседек, царь Салимский. 1985. Дьяконская дверь, Никольская церковь Псково-Печерского Успенского монастыря, Псковская область
Художник вживается в стиль XV-XVI веков, точно и четко следуя традиционной иконографии. Вытянутых пропорций фигура ветхозаветного праведника в натуральную величину со строго-вдохновенным ликом, напоминающим новгородские иконные типы святых, оставляет впечатление пространственной свободы.
Отец Зинон. Преподобный Серафим Саровский. 1988. Дьяконская дверь. Троицкий кафедральный собор, Псков
В образе Серафима Саровского, известного своим столпничеством, молчальничеством, прозорливостью и чудотворением в алтарной росписи отца Зинона проявляется интерес к древнему и строгому иконному письму.
Подчеркнутая конструктивность фигуры, крупное членение формы и сдержанный колорит иконы призваны донести благородную аскезу духа святого.
В начало »
|