"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава третья - Великие имена
Рублевские спасы
Основная деятельность Рублева-художника была связана с монументальной росписью. Кроме Андроникова монастыря он расписывал звенигородские храмы - Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря и Успенский на Городке. Вместе с Даниилом он работал над стенописью Успенского собора во Владимире, а также в 1436-1437 годах, уже на склоне лет, Троицкого собора Сергиева монастыря.
Работы Рублева не избегли общей для древнерусской живописи участи - поновляться и записываться по принятому обычаю, так что сохранилось немногое.
Несомненно, облик Христа Спасителя писался Рублевым многократно, о чем говорит уже сам перечень храмов, где он трудился. Из иконописных образов Спаса наиболее показательны два. Несмотря на то что один из них написан на большой доске, а другой миниатюрный, в них есть общие, «рублевские», черты - монументальная основа, возвышенный слог, лирически-мягкое, напевное письмо.
Андрей Рублев. Спас в Силах. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконографическая схема «Спаса в Силах», введенная Феофаном Греком, неизменно используется Андреем Рублевым в Деисус-ном чине. Эта небольшая икона могла быть частью домашнего иконостаса. Сама идейная программа образа, вероятно, возникла в связи с ожиданиями Второго пришествия Христа в мир для Страшного суда. Сложная семантика иконы избыточно-многозначна.
Мир небесный и земной соединяются метафорически в цветовых геометрических формах, которые перекрыты главенствующей в композиции фигурой Спасителя. Престол у Рублева полностью теряет материальную вещественность - прорисованный золотыми линиями, он предстает символическим престолом Божьей Славы. Его подножием служат престолы, Небесные Силы, имеющие вид крылатых колес.
Андрей Рублев. Спас. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта икона - из Деисусного поясного чина, найденного в Звенигороде. Сохранилась только самая главная часть композиции - лик. Для изображения - оно больше натуральной величины - характерна та же светоносность, что и для ангельской Троицы, хотя художник пишет иной, мужской образ. В силу своего глубинного ощущения русского идеала Рублев придает образу Спаса, являющего собой «благую весть» и надежду, славянский тип.
Облик его - наглядное воплощение евангельских слов о том, что «яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 29-30). В нем художник формирует канон духовной красоты, немятежный и созерцательно-вдумчивый.
Из Звенигородского Деисуса
В 1478 году бывший настоятель Троице-Сергиева монастыря старец Спиридон сообщил игумену Иосифу Волоцкому, что иконописцы Даниил и ученик его Андрей, иноки Андроникова монастыря, вели подвижнический образ жизни, отличались высшими добродетелями, вследствие чего удостоились необычных дарований.
Судя по этому суждению старца, личная жизнь и образ мыслей иконописца имели для верующих важнейшее значение, что впоследствии найдет отражение в постановлениях Стоглавого собора 1551 года. Иосиф Волоцкий, в свою очередь, свидетельствовал, что Рублев часами пристально и самозабвенно разглядывал древние образа.
В иконах звенигородского Деисусного чина признаки работы зрелого, самостоятельного художника проявляются со всей очевидностью. Одухотворенная красота обликов сближает их с рублевской «Троицей». Эти иконы были обнаружены в 1918 году, в новое «смутное время» русской истории, рядом со звенигородским Успенским собором, в сарае под поленицей дров.
Андрей Рублев. Архангел Михаил. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Выбирая полнофигурный или полуфигурный тип чина, художник тем самым определял художественные особенности будущих образов. Свойственная первому типу масштабность предполагала торжественность ритма, монументальность фигур, мощь красочной гаммы. Второй же, по своему характеру более камерный, был призван воздействовать прежде всего проникновенной глубиной образов.
Эта икона - наиболее сохранившаяся из числа трех найденных. В ее необыкновенной мягкости, «светловидности» можно увидеть родство с образцами ранней древнерусской иконописи, например с образом «Архангел Златые власы». Но архангел Андрея Рублева с неяркими, нежно прописанными чертами лика ближе типу славянской красоты, он кажется еще более возвышенным, духовно-утонченным в своей привилегии знать Божественное совершенство.
Андрей Рублев. Апостол Павел. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Создавая образ апостола Павла, Рублев, несомненно, отталкивался от виденного им в Высоцком монастыре привозного константинопольского полуфигурного Деисусного чина, помещенного туда в 1387-1396 годах. Решительный и даже жесткий характер, присущий Павлу, этому ревнителю веры христианской, приобретает в рублевской интерпретации иные черты.
Образ первоверховного апостола вторит архангелу Михаилу. Сохраняя в отличие от него земные и грубоватые «портретные» черты, он передает то просветляющее облик духовное преображение, о котором сам Павел сказал так: «Уже не я живу, но живет во мне Христос».
Тема внутреннего совершенствования, смирения гордыни и укрощения честолюбия как спасительной необходимости была выстрадана художником, жившим в условиях кровавых княжеских междоусобиц, захвативших и Звенигородский удел.
Продолжение »
|