"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава вторая - Зенит русской иконописи. XIV- первая половина XVI века
В тяжкое для Руси время ордынского ига развитие православной культуры не оборвалось. Наперекор ему, вопреки постоянным княжеским междоусобицам, несмотря на скудность жизни простого люда, искусство русской иконописи вступает в период зрелости, расцветая множеством сильных художественных школ с их богатым стилевым разнообразием.
Все значительнее, все весомее становится роль Москвы. Стремительно вырастающий из родового «гнезда Ивана Калиты» новый политический, экономический и духовный центр Руси выходит на авансцену истории. Удивительным предвидением выглядит выбор пути развития московской иконописи:
сформировавшись в ареале владимиро-суздальских земель и русифицируя византийскую палеологскую живопись, она обретает в своем стиле черты образцового совершенства, подобающего будущей великой державе - наследнице Византии и Третьему Риму. В ее возвышенно-утонченной пластике, ясной внутренней гармонии, красоте и легкости форм как бы высвечивается великая мечта русского народа о Богоизбранничестве, о сознании себя народом-Богоносцем.
Главной объединяющей темой, главной цементирующей православное мировоззрение идеей становится соборность, понятие, которое напрямую сопряжено с выживанием страны и сохранением ее целостности. В иконописи она находит наиболее характерное и яркое воплощение в ликующих «хоровых» гимпографических жанрах, где не отдельные герои, но сообщество «всех и вся» чад Божиих объединено у Его престола.
Троица Единосущная
Христианский символ веры, принятый в 325 году, провозглашает троякость проявления Господа. Первая ипостась Его воспринята от иудаизма, почитающего Единого Творца Вселенной. В священной книге иудеев, ветхозаветной части Библии, Бог имеет несколько имен, он постоянно общается с праотцами и пророками, не обнаруживая себя в определенном телесном облике, но действуя посредством ангелов или природных стихий, чудесных явлений, а иногда и как внутренний голос.
Иисус Христос предстал как вторая Божья ипостась, воплотившись в человека и открыв свое происхождение в Новом завете. Там же явлено третье лицо Бога - Святой Дух: во время крещения Иисуса в Иордане он сходит с неба «в виде голубином», а в день Пятидесятницы по Воскресению Христову нисходит на апостолов в виде «языков огненных».
Иконографические изображения Троицы вызывали богословские споры ввиду разночтений, порождаемых, в первую очередь, самим литературным первоисточником. Долгое время сюжет оставался в рамках «исторического», именуясь как «Гостеприимство Авраама». Оно считалось каноническим.
Троица Ветхозаветная. Конец XV- начало XVI в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
По содержанию ветхозаветного сюжета сущность трех путников, явившихся в дом праотца Авраама, понять трудно: Авраам обращается к ним как к Господу, затем двое из них называются ангелами. Древние Отцы церкви толковали событие различно, но постепенно оно стало восприниматься как откровение Троичности Бога, Теофании. Симметричная композиция иконы развернута по вертикали.
Строго в ряд восседают ангелы за столом Авраама, неотличимые, в подтверждении догмата о единосущности Троицы, друг от друга. За спинами ангелов высятся дерево, обозначающее не только место действия - «у дуба мамврийского», но и «древо крестное» Христа, ставшее «древом жизни» вечной, а также строения, шатры Авраама, в которых усматривали мудрое и гармоничное Божье «домостроительство» мира.
Художник псковской школы представил вариант «исторический», с бытовыми подробностями гостеприимного застолья, с закланием теленка, с прислуживающими Сарой и Авраамом, причем праотец изображен дважды, участвующим в разновременных действиях.
Отечество. Конец XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сюжет «Отечество» относится к неканоническим, однако, несмотря на запрет церкви, он получает распространение. Убедительно представлены участники действа. Бог-Отец восседает на огненном престоле в белоснежных одеждах с полосой-клавом на правом плече. Обычно в ранних изображениях под «ветхим днями» старцем подразумевался Иисус Христос - Божье подобие, так как сам Бог-Отец, согласно христианской догматике, неизобразим.
Однако в этой новгородской иконе дифференцированы все лица Троицы. Круглый нимб первого лица Троицы имеет крестообразное пересечение, обычно присущее Христу как напоминание о его искупительной крестной смерти. Правая рука Бога-Отца поднята в именнословном жесте, на коленях Его - Христос Эммануил в ярко-красных одеждах, поддерживающий голубоватый диск с символом Святого Духа - голубем.
Подножие, развернутое наискось, зиждется на престолах - небесном чине, имеющем вид огненных колес с множеством глаз и крыльями. Троице сопутствуют пламенеющие шестикрылатые серафимы. Многократно повторяемая контрактура 1С ХС подчеркивает вездесущность Христа и в Отце и в Святом Духе. Лики всех персонажей с запавшими глазницами испытующе-строги, они словно вопрошают:
«Како веруешь»? Такое особое внимание к богословской догматике приняло смысл ортодоксальной проповеди, обращенной против современной ереси «стригольников».
Продолжение »
|